Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Александр Лабас в Третьяковской галерее на Крымском валу

Выставка скоро закрывается, но меня она как-то не особенно привлекала с самого начала и пошел я на нее в итоге больше от нечего делать, а не из сознательного интереса. Лабас - художник своего времени, с характерной для этого поколения судьбой (родился в Смоленске, где вырос вместе с братом Абрамом, впоследствии красным комбригом, расстрелянным в 1937-м, учился у Рерберга, потом у Штеренберга, сотрудничал с театром Михоэлса, попал под раздачу в годы "борьбы с формализмом"...) и обладавший, безусловно, узнаваемой манерой, но все-таки не слишком выделяющийся из среды своих современников, особенно что касается тематики. Выставка называется "На скорости ХХ века", что подчеркивает скорее особенности стиля автора: изображение у него чаще смазано, картинка как будто с трудом поддается фиксации в статике, она вся в движении. Движутся у Лабаса дирижабли и самолеты, поезда и пароходы, преобладают достижения сталинского воздухоплавания и дирижаблестроения, но также и достижения метростроя. За редким исключением вроде экспрессивной картины "В авиационной катастрофе" (1928) настроение - светлое и радостное в работах 1920-1930-х годов. Мрак и ночь появляются либо в цикле, посвященном Октябрьской революции (сумрачный Петроград, вооруженные матросы и т.п. - набор образов стандартный вплоть до Ильича на броневике, но даже тут отряд в кузове грузовика упирается в небо, подобно московским стройкам - Лабас действительно мыслил в духе своего времени, независимо от тематики), либо в вещах более поздних, начала 1940-х годов, связанных с военной темой (но и тут, опять-таки, возникают аэростаты - только теперь уже заградительные). Большой раздел посвящен сотрудничеству Лабаса в 1930-е в основном годы с театрами - с ГОСЕТом (спектакль "Миллионер, дантист, бедняк" по водевилю Лабиша, 1935), с Белорусским еврейским государственным театром ("Поединок машин", 1929), с театром им. Ермоловой (постановка Ю.Никулина "Армия мира"). И параллельно - фантастические города будущего, технические проекты вроде "Аэропоезда С. Вальднера", полеты на Луну и проч. прекраснодушные мечтания, которые почти буквально воплощаются в московских стройках того же периода. В центре экспозиции - реконструкция скульптуры (сегодня ее назвали бы скорее инсталляцией) "Электрическая венера", призванного некогда продемонстрировать технический прогресс при социализме.

Если честно, большого впечатления выставка на меня не произвела. И не только потому, что парочка ублюдков притащила с собой в музей младенца, который визжал и бегал, пока его предки, умиляясь на свое отродье, мельком поглядывали картины. При самом выходе на первом этаже установлена электронная панель (Третьяковка в духе времени пытается модернизироваться, но в основном пока что курам на смех - из компьютеров в центральном холле работает только один, и в нем загружены три программы - посвященные Шишкину, Борисову-Мусатову пополам с Врубелем и предлагающая самостоятельно моделировать пейзаж), позволяющая знакомиться с творчеством Лабаса опосредовано, но более подробно. Так там можно увидеть столько всего разного! От серии "жители далеких планет" - воображаемых инопланетян, напоминающих советских физкультурников, только зеленых и с крылышками - и блестящих шаржей до огромного количества портретов современников и портретных зарисовок: кого только нет - Маяковский, Шостакович, Вознесенский, Оборин, Эйнштейн в нескольких вариантах, Ван Клиберн - всех и не перечислить. Плюс портреты жены и всякой родни. Плюс позднейшие цветочные композиции вплоть до 1983 года, последнего года жизни художника. При этом непосредственно в экспозиции ничего такого нет, творчество Лабаса представлено на удивление, до обидного однобоко, масса вещей фактически дублируют друг друга, а целые пласты его наследия по каким-то причинам (может и объективным - не знаю) остались неохвачены вовсе. Например, можно воочию увидеть только два автопортрета - 1930 и 1947 года, при том что судя по электронной версии портретистом Лабас был отменным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments