Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

бал постбанализма: выставка "Альтернативная мода до прихода глянца. 1985-1995" в "Гараже"

К угощению в "Гараже" нельзя привыкнуть, настолько оно обильное и разнообразное. Я пришел на пресс-показ с высунутым языком, потому что ждать трамвая не было никакого терпения и от "Новослободской" через площадь Борьбы я шлепал пешком - почти полчаса, причем за это время ни один трамвай в ту сторону меня не обогнал, только в противоположную (возможно, надо было поехать от проспекта Мира, но оттуда, если проблемы возникнут, вообще пешком не дойдешь...), перед экскурсией шлепнулся на мягкий диван в кафе с бокалом белого вина, и решил под вино съесть пиццу. Потом еще одну, поскольку пиццы оказались разные - с грибами, с красной рыбой, еще с чем-то. Следом дело дошло до морковных котлеток и прощих овощных изысков - кольраби, сушеный сладкий перец и т.п., а пирожные можно было и не есть, просто любоваться на роскошь и красоту, все эти чизкейки с черникой, клубникой (настоящей полевой - никакого сравнения с садовой!) и с вишней (эти, когда я все-таки стал их пробовать, оказались самыми вкусными), а еще шоколадная паста с изюмом на бисквитном тесте, и оставалось все это только запить кофе с ассорти из засахаренных орехов. Для того, чтобы прийти в восторг - уже более чем достаточно, но тем "Гараж" и хорош, что это не тот случай, когда, как говорит Оля Галицкая "поели и пошли". Появились кураторы открывшейся выставки, нас позвали на нее посмотреть, мы зашли в закуток справа от центрального холла (где раньше был "Декод", а до него "Сто лет перформанса") - и просто обалдели.

Безумная фея, для которой указанные в названии выставки годы связаны с самыми сладкими воспоминаниями (она и на премьере "2АССА2" Соловьева поэтому ностальгически рыдала в три ручья), пребывала от увиденного в полной эйфории. Признаюсь, я тоже, хотя к тому же периоду у меня отношение более опосредованное - впрочем, я тоже много чего помню, хотя бы благодаря черно-белому телевизору. Взять, например, снимок "Жанна Агузарова и юноша", 1987 - я именно тогда увидел впервые Агузарову, забавно - в программе "Вокруг смеха" она в наряде еще более экстравагантном, чем на выставке "Альтернативная мода", пела про "новую песню о главном". Кстати, безымянный юноша рядом с Агузаровой на фото, полуголый улыбающийся качок - подозрительно знакомая физиономия, но его имя не подписано. Тогда же и чуть позднее зазвучали имена Бартенева, Шарова, Маши Цигаль.

Главный герой выставки - наверное, все-таки, Бартенев, и хотя к этому персонажу я отношусь без особого пиетета, тут он на своем месте, в образе ли какого-то странного помоечного чебурашки. Разумеется, и "ассамблея неукрощенной моды", и проекты типа "бал постбанализма", и радикальные фотосессии для "Птюча" наряду с черно-белыми ретро-стилизациями в духе советских 1920-1930-х годов, имеют не самое прямое отношение к "моде" в узком и прикладном смысле слова. Даже в тех случаях, когда привлекает внимание непосредственно костюм (как, скажем, снимок Владимира Калиничева в костюме от Сандры Страукайте - модель на юрмальском берегу запечатлена в шортах на помочах с выставленным вперед отделением для пениса), интересен образ в целом - и модель, и обстановка, в которую она погружена. Такая мода - одновременно и изобразительное искусство, и театр, и кино (у одной из стен работают видеомониторы, показывают записи с участием перечисленных и других персонажей). Фотографии дают представление даже не о перформансах того времени, но об образе жизни определенного сорта людей, от пани Брони до Гоши Острецова, каких в этой стране сегодня уже не осталось. То есть, конечно, многие живы и на виду - тот же Петлюра (лично мне он еще менее интересен, чем Бартенев, но эта выставка без него была бы неполной), но нет "среды".

Тот "бал постбанализма" закончился, вместо него пришла "новая банальность", и не только на местечковом уровне. Достаточно заглянуть на выставку нью-йоркских художников, занимающую площадь раз в десять большую, чем "Альтернативная мода", чтобы убедиться, насколько все печально - среди полусотни экспонатов хорошо если один из десятка заслуживает хоть какого-то внимания, а остальные не тянут даже на выпендреж, настолько все банально, при том что подавляющее большинство авторов - моложе меня по возрасту, но ни энергетики, ни оригинальной фантазии нет и близко в их работах, нет и осознанного цитирования, сплошь бессознательное воспроизведение расхожих штампов с расчетом на коммерческий успех (это ж просто курам на смех - "Небесные танцоры" какие-нибудь: надувные нейлоновые фигуры, которые отличаются о тех, что декорируют студию "Культурной революции" Швыдкого в музее Пушкина только наличием двойного - гермафродитского - и набора половых органов; или уродливые "откровенные полароидные снимки" Дэша Сноу). А возвращаешься обратно к "Альтернативной моде" - и по второму, по третьему кругу не можешь пропустить ни одно фото, останавливаешься у каждого подолгу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments