Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Убежище" реж. Манс Марлинд, Бьёрн Стейн

Психоанатилический триллер - самый любимый мой киножанр, а "Убежище" - плод фантазии автора "Идентификации" сценариста Майкла Куни, одного из если не лучших (уж лучше "Сияния" Кубрика вряд ли снимешь), то наиболее характерных его образцов за последние годы. Поскольку связь "Убежища" и "Идентификации" в анонсах особо подчеркивается, я ожидал увидеть нечто в том же духи и того же уровня. Причем поначалу мои ожидания вроде бы оправдывались. Героиня Джулианы Мур - потомственный психиатр. В качестве судебного эксперта она доказывает, что маньяки-убийцы, ссылающиеся на то, что преступления совершали не они, а живущая в них параллельная личность, которую они не контролируют, на самом деле - симулянты, и твердо стоит на официальных позициях современной психологии, а именно: никакого "раздвоения личности" не существует, а если кто-то и создает себе альтер эго, то оно несамостоятельно и подконтрольно, поэтому в качестве "алиби" для обвиняемого использовано быть не может. Фильм начинается с казни маньяка, приговоренного за похищение и убийство девочки - с подачи героини. Но ее отец, пожилой и опытный психолог, предлагает ей ознакомится с любопытным случаем, который, по его замыслу, должен перевернуть представления дочери о структуре личности и ее вариантах. Джонатан Рис-Мейерс играет человека, который пресловутой "идентификации" не поддается. В одной из своих ипостасей он - тихий и не способный ходить калека Дэвид, в другой - хамоватый Адам, в третьей - отвязный рокер Уэс, причем дама-психиатр без особого труда выясняется, что реальные Адам, Дэвид и Уэс погибли в разные годы. Но что интересно - при трансформации меняется не только поведение, речь и память пациента, происходят также и телесные изменения: Адам - дальтоник, Дэвид - нет, зато у Адама нормальный позвоночник, а у Дэвида в результате травмы несколько позвонков срослись.

Трансформация персонажа Рис-Мейерса происходит то непроизвольно, то наборот, провоцируется телефонным звонком - и это выглядит довольно-таки нелепо, но можно списать на законы жанра. Проблема, однако, в самом жанре. Поскольку психиатру удается выйти на источник "заболевания" - и кроется он, как оказалось, вовсе не в структуре личности больного, а вне его. Расследования заводят даму в горную глухомань, к старой-престарой ведьме по кличке Повитуха - это она, как выяснилось, еще сто лет назад заколдовала утратившего веру и сделавшего своим детями прививки от гриппа во время эпидемии местного священника Кристиана Мура. Разгневанные односельчане девочек священника убили, а его самого Повитуха превратила в "убежище" - сосуд для душ неверующих. Адам, Дэвид, Уэс и другие - не альтернативные личности, а похищенные в наказание за безверие души. Теперь та же участь ждет отца и дочь дамы-психиатра - сама она верит в Бога, а вот старик разуверился и внучку разубедил.

То есть их многообещающего поначалу психоаналитического триллера выходит самый дурной мистический (какая-то подделка под "Сердце ангела" Паркера), поскольку, что особенно интересно, вера, о которой идет речь в фильме - весьма сомнительного толка, та вера, за которую ратует Повитуха, с таинственными письменами и колдовскими обрядами, с неправильной формы крестом, выступающим на спинах обреченных, и с землей, которую они отрыгивают изо рта (Кристиану Муру забили грязью рот, чтобы извлеченная из его тела душа не могла вернуться на место - так с тех пор и повелось) - уж конечно, ничего общего не имеет с христианством в любой его версии, это - чистое язычество, близкое к вудуизму. Тем не менее "верующая" психиатриня везет спасть дочку именно к Повитухе - стало быть, отдает ее в руки дьяволу добровольно либо по недомыслию. И все равно неудачно - в "убежище" засосало и душу отца, и душу дочери, и только после убийства Кристиана томившиеся в нем души освобождаются - чтобы переселиться в "воскресшую" дочку героини (судя по тому, что ожившая девушка поет песенку Дэвида, "убежием" теперь стала она). Кроме того, душа, допустим, может выходить из тела и даже возвращаться в него, но что касается органов тела и тем более скелета, которыми каждая из "ипостасей" упомянутого "хранилища" значительно различается при идентичном внешнем виде (он неизменно повторяет Кристиана Мура, чей облик, по счастью, зафиксировала столетней давности любительская кинохроника) - тут явная несообразность, и если уж психиатр вынуждена заглянуть в зрачки и склеить позвонки, тогда следовало тогда позаботиться о том, чтобы разные души в одном теле хотя бы разнообразнее проявляли себя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments