Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Прокофьев, Щедрин, Лядов на открытии Пасхального фестиваля, дир. Валерий Гергиев (телеверсия)

Сильно удивлялась безумная фея, что я заранее категорически отказался идти на открытие Пасхального фестиваля с предполагаемым последующим банкетом в "Мариотте" (где она умудрилась-таки объестся мясными медальонами и пирожными) - но мучиться в зале на концерте, который в тот же вечер и в полном объеме показывают по ТВ было бы крайне нецелесообразно даже ради банкета. А концерт, надо отдать должное Гергиеву, в целом заслуживал внимания - программы составлять, по крайней мере, он умеет: сначала "Хороводы" Щедрина - движение по направлению к минимализму, но с советско-почвеннической подоплекой, своего рода современный аналог "Болеро", умелый и небезынтересный опыт, но от того еще более явственно вторичный, потом 3-й фортепианный концерт Прокофьева, в свою очередь построенный на песенно-плясовых ритмах и мелодиях, переходящих во второй части в удивительное, ни на что не похожее маршевое шествие, а во втором отделении - снова "Волшебное озеро" Лядова и "Алексадр Невский" опять-таки Прокофьева с соло Ольги Бородиной в эпизоде "Мертвое поле".

Но как бы я выдержал, сидя в зале и слушая, что делает Мацуев с Прокофьевым - не представляю. Лежа перед телевизором, я честно пытался не думать о Мацуеве, не смотреть на экран - но слушать его игру невозможно в любом случае, даже если отключить память и забыть, что это он. Когда Мацуев играет Рахманинова и Чайковского - хрен бы с ним, но когда он в своей вульгарной, на дешевый эффект рассчитанной манере, соединяющей ученическую неуверенность с отвязностью ресторанного лабуха начинает барабанить Прокофьева, требующего предельной точности и внятности - умри все живое. Тот же 3-й концерт относительно недавно, в конце декабря, играл в КЗЧ Гаврилюк - не самый выдающийся, но вполне приличный пианист, и в отличие от Мацуева, почти безвестный - зато в его исполнении Прокофьев звучал как Прокофьев, а не как фальшивый Рахманинов:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1903423.html?nc=5

Мацуев в привычном для него ключе еще и Рахманинова, прелюдию соль минор, умудрился отыграть типа "на бис". Восклицать, однако, как может Гергиев, настоящий вроде бы музыкант, допускать подобное, не стоит - Мацуев устраивает тех, кто "назначает" гениев на текущий момент, а публика, воспринимающая любую паузу, не говоря уже о перерывах между частями, как повод похлопать в ладоши и этим подтвердить свою причастность к высокому искусству, готова носить его на руках. Хлопали, правда, и Щедрин с Плисецкой - но они так давно живут и так хорошо знают, кому и когда надо хлопать, что удивляться тоже нечему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments