Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Утраченные иллюзии" Л.Десятникова в Большом, хореограф Алексей Ратманский

Готов был увидеть и шедевр, и, тем более после мариинской "Анны Карениной", что-нибудь другое. Но все-таки не ожидал, что в сюжетном балете на оригинальную современную музыку может все сойтись настолько безупречно. "Утраченные иллюзии" - это роскошь без кича и изысканность без манерности.

Про декорации (художник Жером Каплан) нельзя сказать, что они скромные - они "богатые" в лучшем и правильном смысле слова, но настолько стильные, что оформление кажется минималистским, да оно такое и есть, если понимать минимализм широко, как отсутствие чего бы то ни было лишнего - а в то же время каждая картина разыгрывается в новой обстановке, комнаты и залы, улицы и площади - все обозначено точно, предметно. Действие между тем не прерывается на перестановку декораций благодаря легкому занавесу, который служит фоном для эпизодов-интермедий.

Хореография Ратманского выразительна необычайно, может быть, как никогда прежде, во всяком случае, в спектаклях "большой формы" - тут он превзошел сам себя. Несмотря на то, что они с Десятниковым отталкивались от либретто сталинских времен, когда процветал драмбалет, а в числе действующих лиц (и, соответственно, исполнителей) немало таких, которым не пристало танцевать уже по возрасту, вся драматургии постановки держится именно на танцах - танцуют все, пантомимы, как и в случае со сценографией - минимум, по необходимости, и даже для возрастных партий придуманы такие поддержки, что диву даешься. И бытовые сцены, и аллегорические, и вставные номера (а главный герой волею либреттистов прошлого века оказался композитором, им остался и в новом балете, так что прием "спектакля в спектакле" используется в "Утраченных иллюзиях не раз) - все решено через пластику, которая, как всегда у Ратманского, является продолжением естественного жеста. Поэтому танец у него - осмысленный, не декоративный, но и не иллюстративный, как чаще всего получается попытках современного сюжетного балета, у Ратманского танца - это образы в движении, в развитии, как это, в общем, и должно быть в идеале.

Из четырех составов я попал на торт, где работали Васильев, Осипова, Овчаренко и Крысанова - по обычной причине: этот прогон поставили днем, остальные - вечером, а вечером я не могу. Хотя теперь понимаю, что "Утраченные иллюзии" можно и нужно смотреть не раз, и, наверное, все-таки с другим исполнителем главной партии. Не только потому, что всеобщего преклонения перед Иваном Васильевым я не вполне разделяю - в партиях героических он на своем месте, но тут ему не хватает легкости, хрупкости, его героев обычно не может раздавить мир более страшный и менее комфортный, чем спокойный старосветский Париж с мелочными страстишками, видно, что Васильеву и самому пока (но, может, на премьере уже будет по-другому) как будто "тесно" в образе такого плана. Овчаренко, наоборот, набирая от спектакля к спектаклю технического опыта, не теряет непосредственности, Осипова замечательная, Годовский, Фадеечев, Петухов - все при деле, и Настя Винокур в крошечной партии (вставная сценка в третьем акте) не пропадает. В репортажах много говорится о "фуэте на столе" - но в спектакле никакой кабаретной пошлятины и опереточных плясок нет, а фуэте на столе в одном из эпизодов 2-го акта действительно присутствует - драматургически уместно, блистательно исполнено и смотрится очень выигрышно. Отдельные сцены спектакля могут показаться неоправданно с точки зрения драматургии затянутыми - но качество музыки и насыщенность пластики это искупают.

При всем при том признаюсь себе честно: иногда во время спектакля хотелось закрыть глаза. Не потому, что неинтересно было смотреть на сцену (каждую секунду - чрезвычайно интересно), но потому, что великолепное действо отвлекало от музыки. А музыку Десятников написал такую, какую лично мне поскорее хотелось бы услышать с концертной эстрады, где ничто бы не мешало воспринимать ее в полной мере - в форме сюиты или сочинения для оркестра, голоса и солирующего фортепиано. Женский вокал и фортепианное соло в партитуре "Утраченных иллюзий" - тема совершенно особая, это не просто дополнительные музыкальные краски, это концептуальная, драматургически значимая находка композитора. Десятников и Ратманский никуда специально и демонстративно не сдвигают время действия романа Бальзака, но, как мне показалось, в чем-то все же приближают его чуть-чуть к бель эпок, к рубежу 19-20 веков. И в музыке Десятникова, внятной, глубокой, мелодически богатой (! - Десятников, видимо, последний настоящий, без подделок и шарлатанства, мелодист среди композиторов "академической" направленности, что, впрочем, не мешает ему мыслить и концептуально) интонации импрессионистов Дебюсси и Равеля в лирических эпизодов сталкиваются с урбанистическими ритмами, характерными для композиторов "Шестерки", порой пробивается и канкан, но аккуратно и строго в соответствии с сюжетным контекстом. Конечно, присутствует элемент стилизации, но отказ от коллажа и прямого цитирования, с одной стороны, и, с другой, от иллюстративности - подход, вероятно, принципиальный для Десятникова. Во втором акте звучит вальс со сбивающимся, "спотыкающимся" ритмом, напоминающий прокофьевские - не знаю, каково творческое отношение Десятникова к Прокофьеву, но по-моему, связь между ними очевидна и важна, а прежде всего как раз в "Утраченных иллюзиях". Все это и само по себе прекрасно, но приобретает особое значение, если помнить, что главный герой спектакля - композитор, и все, к чему его влечет в мире внешнем, оборачивается иллюзиями, а от иллюзий ничего не остается. Реальна только музыка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments