Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Серафина" реж. Мартен Прово

Иоланда Моро по своему типажу запоминается прежде всего в образах гротескных, шаржированных - как в новелле Сильвана Шоме из альманаха "Париж, я люблю тебя", или в "Неудачниках" Жан-Пьера Жене. В этом фильме она играет простую французскую бабу (точнее - перезрелую девицу) начала 20 века, забитую, запуганную, перебивающуюся поденными заработками уборщицы, а между тем рисующая картины в стиле, который ее почитатель, коллекционер и искусствовед Вильгельм Уде из Германии определяет как "примитивный модерн" - что-то в духе Таможенника Руссо, только более абстрактное, ближе к экспрессионизму, без человеческих фигур, с фантастическим растительным орнаментом.

Картина, собравшая в свое время (собственно, она почти новая - 2008 года) множество европейских премий, по большому счету держится на образе главной героини и актрисе, которая фантастически его воплощает (хотя Ульрих Тукур тоже очень точно играет Вильгельма Уде). "Серафина", если не ошибаюсь, попала в программу не то франкофонии, не то "Арте" пару лет назад, но тогда я ее пропустил, и - всегда бы так - смотрел кино по телевизору. Героиня в первой части фильма, относящейся к 1914 году, поразительно напоминает сыгранную Инной Чуриковой художницу Таню Теткину из "В огне брода нет", и они даже живут в одно время, на фоне исторических катаклизмов, одна - среди Гражданской войны, другая - Первой мировой, но обе - в зоне боевых действий, и обе - подчеркнуто "некрасивы", угловатые, нескладные. Только Серафина - женщина истово верующая, блаженная, общающаяся с природой, с растениями и животными, почитательница Терезы Авильской - но все-таки отнюдь не "святая душа": при всей "неотмирности" и смиренном следовании своему предназначению она бывает спесива, капризна и излишне требовательна, своего благодетеля она ревнует к другой женщине, не понимая, что он гомосексуалист, а женщина - его сестра. И взаимоотношения Серафины с окружающими развиваются по клиническому сценарию, что впоследствии и приведет ее в лечебницу.

В 1914-м восторженный немецкий искусствовед спешно бежит от своих наступающих соотечественников, готовых при наступлении расстрелять его как дезертира и предателя, да и от местных патриотов тоже. В 1927 году он с сестрой и бойфрендом, молодым художником-модернистом Гельмутом, больным туберкулезом, возвращается во Францию, пытаясь восстановить свою коллекцию - в годы войны она была конфискована и распродана. К своему удивлению он снова встречает Серафину - она по-прежнему перебивается случайными заработками на поденной работе и по-прежнему рисует, только еще интереснее. Уде обещает ей выставку в Париже, покупает полотна - но тут начинается мировой экономический кризис, планы снова срываются, а Серафина все больше погружается в собственный мир, становится непредсказуемой, порой агрессивной, она тратит полученные деньги, в том числе на свадебное платье. К середине 1930-х Серафина - пациентка психиатрической клиники, ее картины уже продаются, но она этого не понимает и умирает в 1943-м.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments