Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мать Тереза от кошек" реж. Павел Саля (польское кино в "Художественном")

Главный и самый сильный фильм программы - рассказанная в "обратной хронологии" история о том, как двое братьев зарезали родную мать. Саля исключает из повествования собственно эпизод убийства - в фильме его нет, действие начинается с момента ареста и возвращается сначала к моменту убийства по дням, затем, пропуская ключевое событие, движется дальше "вглубь", сначала тоже по дням, затем по неделям и месяцам, продвигаясь в прошлое на год с лишним - на 13 месяцев, когда отец вернулся из военной командировки с неплохими деньгами.
Это тот редкий случай, когда обратная хронология, сегодня ставшая как бы признаком "серьезного" высказывания - не формальный прием, по другому этот сюжет, несомненно, подать было бы невозможно, во всяком случае, это был бы тогда не просто другой фильм, но фильм другого жанра. Убийство матери, да еще с совсем мутными изначально мотивами - преступление не просто страшное, но и странное, едва ли объяснимое на бытовом уровне. Однако в этой истории все персонажи - странные: старший брат, увлеченный мистикой и оккультизмом, младший, уверенный в его способности передавать мысли на расстоянии и чуть ли не оживлять мертвых, мать, у которой помимо сыновей еще и маленькая дочь на руках, интересующаяся судьбой бродячих кошек едва ли не больше, чем собственными детьми, отец, заработавший на службе неплохую сумму, но неудачно ее вложивший, потерявший деньги, вынужденный уйти из семьи, тяжело больная бабушка.

Картина заканчивается сценой семейного праздника по поводу возвращения отца с войны, из командировки в какую-то далекую "горячую точку" - и уже там между персонажами проходит трещина, которая, наверное, необязательно должна была привести к убийству. Саля, в сущности, сделал фильм не об убийстве, его могло и не быть, а о распаде связей между людьми, убийство в этом сюжете - вовсе не кульминация, и его отсутствие на экране - при том что сценарий основан на реальных событиях - не просто очередной эффектный ход. Тогда как отсутствие нарочитой "морали", откровенного ужаса перед содеянным персонажами (а интонации фильма - подчеркнуто сдержанные) - оправданы художественно. Вот последние десять минут, когда действие снова возвращается к началу, братьев везут в полицейской машине и разлучают в тюрьме, я бы просто отрезал, они и сюжетно, и конструктивно лишние, и к замыслу автора ничего не добавляют.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments