Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Кузены" реж. Клод Шаброль, 1959

В прошлом году на ММКФ пересеклись с Ольгой Грозной - они с Евгением Меньшовым ходили на всю ретроспективу Шаброля. Оля, некогда (во времена "Времечка") моя любимая телеведущая, а позднее - одна из любимых героинь, почему-то именно за Шабролем гонялась - я удивился и отчасти заспорил: мол, режиссер не из великих, и по телевизору часто показывают. Она удивилась - как показывают? Да там, говорю, чаще, чем кого-либо из причисленных к "живым" (тогда еще Шаброль был жив, хотя приезжать в Москву и отказался) классикам. А я вспомнил, что еще в середине 90-х смотрел по ТВ первые два его фильма - "Красавчика Сержа" и "Кузенов". Причем их показали почти подряд, то есть с перерывом, но в один вечер, как "дилогию". На ретроспективе ММКФ ни того, ни другого не было, но был третий фильм Шаброля - "Милашки", который я посмотрел тогда впервые:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1755840.html?mode=reply

Зато, как оказалось, "Кузенов" запомнил в свое время так хорошо, что пересматривал в "Культе кино", узнавая практически каждый кадр. Понятно, почему мне именно "Кузены" тогда понравились больше всего - я учился в старших классах, собирался куда-нибудь поступать, и хотя дело было в обстановке, конечно, совсем другой, чем та, в которую попадает Шарль, персонаж Жерара Блена, приезжая в Париж к своему кузену Полю (Жан-Клод Бриали), какие-то проблемы были те же: почитать книжку - или что-нибудь с кем-нибудь выкинуть эдакое, учить и зубрить - или наплевать и потом заморочить экзаменаторам голову. Понятно, что два противопоставленных типажа в "Кузенах" определяются не только тем, что один - провинциал, а другой - как бы столичный житель, тут Шаброль выстраивает целую философию характера и стиля жизни, философию, правда, попсовую, зато удобопонятную и вполне прикладную. Поль пьет, гуляет и развлекается, уводит у двоюродного брата девушку, которая ему не нужна, а тот в нее всерьез влюблен, и потом расстается с ней так же запросто, а в результате легко сдает экзамен. Поль - серьезный молодой человек, любит читать Бальзака (на этой почве у него возникает дружба с владельцем книжного магазина), готов к долгому ухаживанию за девушкой, сидит над лекциями - и экзамен проваливается.

Но молодой Шаброль мыслит иронично и сводит конфликт кузенов не к философии жизни, а к философии удачи. Шарль после провала на экзаменах начинает подозревать, что дело не в том, как он живет и что думает, а в том, что не судьба ему ни учиться, ни влюбляться. Он ставит эксперимент - заряжает пистолет брата, наставляет на него спящего ствол, спускает курок - хоть бы что. А утром проснувшийся кузен в шутку целится в Шарля - и единственной пулей, которая была в барабане, случайно его убивает. Звучит музыка Вагнера - если не ошибаюсь, симфоническая картина "Смерть Изольды", важнейший музыкальный лейтмотив фильма. Пластинка заканчивается, звукосниматель автоматически отключается - и не сказать, что молодой Шаброль сильно сожалеет о гибели такого героя.

Недавно снова встретил Олю Грозную - они с Евгением Александровичем пришли на "Пер Гюнта" в "Ленком". А незадолго до этого по Первому каналу повторяли "Подружку невесты" - один из последних фильмов Шаброля. Я об этом сказал, Оля тоже сразу вспомнила прошлогодние наши разговоры и спохватилась: "А ведь Шаброль-то - умер! Хорошо хоть мы фильмы успели посмотреть".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments