Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Край света" реж. Серхио Кабальеро ("Новое поколение испанских режиссеров" в "Пионере")

Если бы смотрел это кино от начала до конца - я за себя не отвечаю. Но пока закончился польский фильм в "Художественном" (а он почему-то шел дольше объявленного), пока я на троллейбусе доехал от Арбатских ворот до Дорогомиловской и оттуда пешком дошел до "Пионера" (а на метро вышло бы еще дольше, потому что пришлось бы ехать от "Кутузовской" в обратную сторону и опять-таки идти пешком) - к моменту, когда я заходил в кинозал, мне навстречу уже попадались первые беглецы, но пока-что свободных мест было меньше, чем занятых, а за следующие сорок минут их число возросло значительно, особенно после момента, когда один из персонажей заглядывает в дупло дерева и там видит запись кулинарного телешоу, ведущий которого блюет в готовое блюдо - тут сразу с десяток киноманов-ценителей подхватились и, некоторые даже с криками "Пиздец!", метнулись к выходу. Хотя, казалось бы, всякий знает: блевотины бояться - на кинофестивали не ходить.

А мне было по приколу и я только жалел, что безумная фея, сидя на концерте в КЗЧ, это зрелище пропускает - ей бы точно понравилось. Пропустив, по счастью, начало, я в принципе не пытался обнаружить в картине какое-то связное содержание, а рассматривал как набор сценок и как аморфное, по структуре ближе к видеоарту, а по качеству - к любительскому перформансу, заснятому профессиональным оператором, произведение неопределенного рода искусства - я избежал разочарования, зато вынес из просмотра все, что это зрелище могло мне предложить.

Серхио Кабальеро - дебютант в кино, и, собственно, "Край света" - не кино, а, как уже было сказано, видеоперформанс. Его персонажи - два привидения, говорящие почему-то по-русски, но также знающие язык зверей и общающиеся также с ними (эти диалоги даются в титрах) на своем пути к новому земному воплощению, на исходе которого одно из привидений решает не пересекать границу призрачного существования, где у него нашлось немало друзей. Выглядят главные герои, в простынях с прорезями, наподобие "дикого, но симпатишного привидения с мотором" из советского мультика про Карлсона, только, конечно, без мотора - хотя вдоль дороги, которой движутся эти фигуры в простынях, и проложены линии электропередач, передвигаются они пешком либо верхом, пока не достигнут сначала Сантьяго-де-Кампастела, а затем некоего берега, итога своего пути.

Помимо оленей и других копытных животных, дорогой привидения встречают и более экзотических представителей фауны. Особенно любопытен их телепатический диалог с Королевским Филином, частично воспроизводящийся закадровым голосом, частично - через субтитры:
ГОЛОС. Здравствуй, Королевский Филин! За нами следует Существо из Преисподней, которое омрачает нам путь. Скажи, как нам быть?
ТИТРЫ. Королевский Филин сказал им, что нужно нажать на трещинки и закрыть их с помощью огня и воды.
ГОЛОС. Спасибо, Королевский Филин!

Привидения идут горами и долинами, зиму сменяет осень, филины обгоняют оленей, а в эпилоге принц целует лягушку и она превращается в принцессу. Несправедливо и неверно было бы упрекать Кабальеро в том, что он на ровном месте нагородил какую-то несусветную чепуху. Очевидна связь "Края света" с кинематографом Бунюэля, и прежде всего с фильмом "Млечный путь", но также и с "Симеоном-столпником", и с самыми ранними его сюрреалистическими работами, а сам Кабальеро указывает в качестве источника вдохновения "Внутренний шрам" Филиппа Гарреля (ничего на это счет не могу сказать - не видел). Также очевидно, что "Край света" не продолжает и не развивает ни бунюэлевскую, ни какую-либо другую эстетическую традицию, а тупо и бездарно на ней спекулирует, сам же дебютант в области кино - не более чем шарлатан, паразитирующий на фестивальном формате, и, видимо, умело спекулирующий, судя по полученному в Роттердаме призу - то есть фишку он сечет и предлагает определенного сорта потребителю определенного сорта продукт в соответствии с ожиданиями.

Потому удивляет меня не фильм - если уж "Самка" Константинопольского идет в прокате, то стоит ли удивляться "Краю света" в фестивальной программе? - а неадекватная реакция на него. Кабальеро я понимаю - но трудно понять тех, кто сначала покупает на "Край света" билет, а потом кричит "Пиздец!", и еще труднее - тех, кто отсидев "Край света" от начала до конца, выходит из зала прямиком к кассе и берет билет на следующий показ "нового поколения испанских режиссеров".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments