Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Я твой" реж. Мариуш Гжегожек (польское кино в "Художественном")

Польское кино меня интересует не потому, что оно предлагает сплошь шедевры - разумеется, такого быть не может - оно привлекает специфически польским взглядом на мир и на человека, утраченным всеми остальными европейскими культурами, который и объединяет самые выдающиеся произведения кинематографа Польши с вполне посредственными его образцами. "Я твой" - фильм далеко не посредственный, это сильный фильм, с жесткой режиссурой и яркими актерскими работами. Но это единственный пока во всей программе фильм, в котором нет ничего "польского" - ни в сюжете, ни в стилистике, и нет никакой привязки культурно-историко-географической - ни к Польше, ни к любой другой стране. Такое кино мог бы снять Озон, а для него - Фассбиндер. В основе фильма - пьеса Джудит Томпсон, а мне это имя, к сожалению, ни о чем не говорит, если судить по фильму, драма представляет собой абстрактную схему, изготовленную по стандартам современной европейской драматургии, где герой-маргинал оказывается в роли без вины виноватого, а истинные виновники - благополучные буржуа.

Потомственный уголовник после отсидки устраивается охранником в престижном коттеджном поселке. Одна из его обитательниц переживает серьезную размолвку с мужем. В результате случайного, хотя и бурного секса с уголовником-сторожем она оказывается беременной. Она позволяет мужу вернуться под предлогом, что ждет ребенка - не говоря, что ребенок от мимолетной связи со сторожем. Но сторож и его мать претендуют на будущего младенца и заявляются, чтобы потребовать его отдать. Муж в шоке. Сестра беременной, сама брошеная мужем после четырех лет брака, поддерживает ее версию - якобы сторож ее изнасиловал. Мамаше и сынку все-таки удается завладеть новорожденной - но мать умирает, и над телом матери горе-отец пытается накормить девочку из бутылки с соской, пока роженица в горячке бродит вокруг палаты для младенцев.

Режиссер перед показом предупредил: "Только не спрашивайте меня, о чем кино". И добавил: "Всякий умный и восприимчивый человек поймет, о чем оно". Я бы не стал утверждать, что понял именно то, что хотел сказать режиссер - если у него действительно был какой-то конкретный посыл. Зато слишком хорошо понятно, как делается такого рода фильм, по каким законам он конструируется и функционирует. Это красивая в своей стройности и симметрии структура, которая в своем саморазвитии так и остается скелетом без мышц. Человек в этой структуре взаимодействует с другими людьми, и это взаимодействие на равных - но люди выключены из системы "вертикальных" отношений, тут нет места Богу и Дьяволу, первого заменяют законы и неписанные социальные установки, второго - иррациональные инстинкты и импульсы. Такой вариант тоже возможен, но похожих историй, на этом уровне рассказанных, было уже так много, что данная версия вряд ли способна конкурировать с многочисленными европейскими и американскими аналогами. А того, что могло бы вывести ее в иную плоскость, в драматургии картины не заложено изначально.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments