Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

вокальные параллели: "Бельканто" реж. Рышард Мацей Нычка (польское кино в "Художественном")

При всей моей пристрастности к польскому кино в нем тоже бывают фильмы разного уровня и значительности, но "Бельканто" я смотрел с восторгом, которого, сказать по правде, не ожидал - по аннотации было понятно, что идет речь о сатирической комедии, в очередной раз возвращающей к теме присутствия в Польше русских захватчиков, но я не думал, что поляки могут говорить о нашествии русских не только как о трагедии, но и легко, весело, с юмором по отношению как к оккупантам-насильникам, так и к себе самим.

Мариуш Маженда - тенор в провинциальном оперном театре, в масштабах польского захолустья 1960-х годов вполне преуспевающий, несмотря на постоянно пролетающие над головой русские самолеты (рядом - советский аэродром), он поет ведущие партии на сцене, а вечерами развлекает русскими кабацкими песнями публику в ресторане - до той поры, пока в соседнюю квартиру не въезжает наследница покойной соседки, настоящая секс-бомба Кася. Она готова и с соседом попутаться, но Мариуш ведет себя с пьяной шлюшкой как джентльмен - и она не прощает ему равнодушия. Кася спит со всем местным начальством - хозяйственным, партийным, милицейским и даже гэбистским, поэтому бедолагу-тенора увольняют из театра, лишают должности церковного органиста и всех концертов, ему в квартире отключают свет, газ и воду, его "трабант" подвергается злодейскому налету, а прежние друзья отворачиваются, за исключением жулика-художника, который дорисовывает нимб на портретах Карла Маркса и отправляет Мариуша торговать ими под видом изображений Святого Иосифа. Тенору совсем каюк бы пришел, если б не русский генерал Огурцов, третья жена которого сбежала в Западную Германию с агентом контрразведки. Огурцов вместе с Мариушом отправляется на самолете бросать на ФРГ ядерные бомбы, чтобы отомстить жене, но тенор, понимая, что вследствие этой бомбардировки не выживет никто, пытается успокоить буйного русского генерала песнями, начиная с "Ты постой, постой, красавица моя" - и это действует. Успокоившийся Огурцов в благодарность за спасение свое и мира нажимает на нужные рычаги - и Мариуш Маженда возвращает все свои прежние привилегии, а Кася вынуждена уехать. Но Мариуш не хочет мстить, наоборот - и тридцать лет спустя, после изгнания русских оккупантов, Маженда - единственный, кто вспоминает о них с благодарностью, поскольку Кася стала его женой и у них выросла дочь, как две капли воды похожая на мать в молодости. А на финальных титрах костюмный шарж на песню "Тройка мчится, тройка скачет..." перемежается с кадрами хроники, на которых последние эшелоны оккупантов уматывают в свою Россию.

В общих чертах сюжет "Бельканто" напомнил мне повесть Дюрренматта "Грек ищет гречанку" - не думаю, что авторы фильма от нее отталкивались, хотя связь тут, по крайней мере, более явная, чем между короткометражкой "Через окно" и пьесой Сигарева "Пластилин". Но "Бельканто" подкупает не откровенно водевильным сюжетом, а тем, как через него удается пусть и прибегая к сатирическим гиперболам, но адекватно и убедительно передать абсурд и маразм навязанного русскими политического режима, его двойную мораль и несовместимость не только с искусством, но и с нормальным бытом. Единственное, чего я не понял - почему фильм называется "Бельканто": к бельканто в узком смысле слова из всего репертуара главного героя имеет отношение только партия Неморино из "Любовного напитка" Доницетти, а в основном он поет Бизе, Пуччини и Леонкавалло, не говоря уже про русскую кабатчину типа "Ой, мороз, мороз".

Режиссер одинаково безжалостен и к оккупантам (звероподобные русские не просыхают, а третья жена генерала Огурцова, крашеная лохушка в парике-каре, еще до того, как сбежать на запад, любит поплясать пьяная на столах), и к коллаборационистам (местные чиновники думают только о том, как бы заслужить благосклонность шлюхи, а для этого от них требуется только лишний раз насолить Мариушу), да и образ главного героя не лишен иронии. В отличие от драм, посвященных теме русской оккупации, в "Бельканто" по отношению к русским доминирует не ненависть, не отвращение, а здоровое снисходительное презрение цивилизованных христиан к спесивым дегенератам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments