Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Такси-блюз" реж. Павел Лунгин, 1990

Неисповедимы пути Константина Львовича Эрнста - самой восхитительно-загадочной фигуры современной русскоязычной масс-культуры. То в годовщину взрыва жилых домов в Москве он ставит в эфир "Закрытый показ", где патриотически настроенные интеллигенты обсуждают фильм агента КГБ Кьеза о том, как американские спецслужбы взорвали башни-близнецы в Нью-Йорке, ни словом не упоминая об аналогичной ситуации в Москве, а то под юбилей Петра Мамонова вслед за "документальным фильмом" о том, что Мамонов - светоч православной духовности и образец подлинного служения высокому искусству, дает двадцатилетней давности "Такси-блюз".

Кино неумелое и неумное, да по большому счету и пустое, "Такси-блюз", однако, не в пример смотрибельнее любых "Островов" и "Царей", но, конечно, сегодня это уже не просто фильм, но памятник истории и культуры, в большей степени истории, чем культуры. Не потому, Россия на излете перестройке показана Лунгиным с максимальной достоверностью, но потому, что показана она ровно так, в тех формах и дозах, которые идеально соответствуют ожиданиям продвинутой публики на западных фестивалях. С "Такси-блюза" все началось, и до сих пор никто в этом Лунгина не переплюнул, хотя многие стараются и иногда им тоже удается доплюнуть если не до Канн, но хотя бы до Венеции. И картинка, и подбор типажей, и сам конфликт интеллигента-саксофониста Селиверстова с работягой-таксистом Шлыковым, их дружба-вражда, постоянные разборки, разрывы и невозможность друг без друга жить - "Но это мой народ, и я их люблю, и они меня любят" - полный набор еврейско-интеллигентских представлений о русском народе, все, что по другим фильмам, в том числе самого Лунгина, надо собирать как паззлы, в "Такси-блюзе" сошлось идеально. Русский народ ка-ак дасть еврею-интеллигенту у харю - а еврей-интеллигент русскому народу в ответ: чего еще пожелаешь, богоносец? а сам знай здоровым глазом на запад подмигиват - гля, какой он у нас загадошный!

Но в данном случае интересен не Лунгин, а Мамонов - "помните, каким он парнем был?" Вот его персонаж Селиверстов говорит Шлыкову, как будто в воду глядит на двадцать лет вперед: "А почему я тебе неинтересен? Может, я гений, может, я с Богом разговариваю? Приходи в ДК "Каучук"! И вот теперь Мамонов, являя собой истинное лицо православной духовности - раззявленную беззубую пасть на сморщенной от давних радостей морде - и впрямь "беседует с небом на ты", прежний маргинал, самый типичный среди маргиналов, получает официальные награды и удостоен юбилейного фильма на Первом канале. И если бы не мудрая эфирная политика Константина Львовича Эрнста, может, и не вспомнился бы Мамонов, который в мыльной пене с голой жопой в саксофон дудел, на фотки голых баб глядючи - а то теперь все иконки да колокола.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments