Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Исходный код" реж. Данкан Джонс

Персонаж Джейка Гилленхалла, офицер армии США, служивший в Афганистане, просыпается в непрезентабельной капсуле, которая то замерзает, то протекает, с ним по видеосвязи из офиса под кодовым названием "Осажденный Замок" общается нервная блондинка средних лет по фамилии Гудвин, а временами где-то на заднем плане мелькает мордатый немолодой негр с костылем, который, похоже, блондинкой командует. Офицеру объясняют, что утром произошел теракт на железной дороге, и теперь его сознание недавно изобретенным способом переселяют в одного из пассажиров, чтобы отыскать террориста и предотвратить новые взрывы. Время ограничиено, но не ограничено число попыток "переселения". И раз за разом возвращаясь к одному и тому же моменту за восемь минут до взрыва, герой не только вычисляет преступника, но и про себя узнает много нового: оказывается он на самом деле - едва живой обрубок с кишками и мозгами наружу, его физическое существование - лишь техногенная иллюзия, призванная помочь ему при выполнении ответственного задания Родины.

Терроризм и борьба с ним - одна из главных тем современного кино. На эту тему есть фильмы совершенно уникальные - такие, как "Немыслимое" Грегора Джордана:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1844841.html?nc=4

Но основная масса антитеррористических боевиков и триллеров, реалистических и фантастических - либо зубодробительные коммерческие поделки, либо сопливая либерально-интеллигентская хуйня. "Исходный ход"- образец не из числа уникальных, но описанной массе он ближе к первому варианту, что, на мой вкус, предпочтительнее, поскольку вариант номер два предполагает пафос скорее не анти-, а про-террористический. Однако у фильма есть и совсем прямой аналог - "Дежа вю" Тони Скотта, с которым у "Исходного кода" так много общего, что, если только в их основе не лежит один и тот же "исходный" сюжет, то можно вести речь о плагиате:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/776005.html?mode=reply

При всем том "Исходный код" - в общем, неплохое кино, и сравнение с "Дежа вю" не в пользу Тони Скотта, его картина для тех задач, которые ставит режиссер, чересчур наворочена визуально, а ее сюжетно-композиционная структура перегружена. Тогда как в "Исходном коде" две основные линии - одна связана с расследованием (а в итоге, паче чаяния, и с предотвращением) теракта, которое ведет герой в своей виртуальной ипостаси, другая с его собственным процессом самопознания - умело и лихо переплетены, не говоря уже о великолепной актерской работе Джейка Гилленхала и его партнерш (Вера Фармига - по ту сторону экрана, Мишель Монаган - по ту сторону реальности). Ну и конечно, террористом в "Исходном коде", но это клише, которого не избежал даже Грегор Джордан в "Немыслимом", оказывается не араб, негр, русский или какой-нибудь еще более экзотический дикарь, а зажравшийся и слетевший с катушек богатый белый парень, не столько даже идейный маньяк, сколько маньяк в обычном, медицинском смысле слова.

Тем не менее приторный финал и навязчивый слоган "Все будет хорошо", который так легко поставить авторам фильма в вину, мне показался дополнительным достоинством картины, и совсем не потому, что внушил мне надежду - это вряд ли. Просто подобно тому, как изобретенный колченогим негром "исходный код" работает лучше, чем мог подумать его изобретатель, и позволяет не просто отклоняться в параллельную реальность на жалкие восемь минут, но и буквально "переводить стрелки" судьбы, менять через нее основную (бравый виртуальный офицер сумел обезвредить в своем виртуальном прошлом реальную бомбу, которая так и не взорвалась), переводить жизнь на "более правильные" пути (кто и по какому праву будет определять "правильный" путь, а главное, насколько такой подход к истории правомочен - американские фантасты начали думать задолго до того, как тема терроризма стала жгуче-актуальной, см. "Конец вечности" Азимова)так и бесхитростная, в общем, жанровая картина по факту мудрее, чем, может быть, думается ее создателям. Поскольку, если уж разбираться, "все будет хорошо" в мире тотальной иллюзии, в огромном "зазеркалье", пусть оно и дано в ощущениях, как будто это и есть "объективная реальность".

Допущение, что мертвый военный предотвращает теракт в вымышленном мире, вследствие чего оказывается обратимым свершившийся в действительности взрыв, ставит саму объективную реальность, ее "объективность", под сомнение. И уже легко допустить, что сам "Осажденный Замок" - так же виртуален, что всех по ту сторону экрана уже давно повзрывали на хер, что Гудвин - говорящая голограмма (подходящее для этого фамилия, ничего не скажешь). А в подобной конструкции уже неважно, случился теракт или был предотвращен, умер офицер или остался жив для новых подвигов, будет все хорошо или вообще ничего не будет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments