Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Убить Боно" реж. Ник Хэмм; "Звуки шума" реж. Ола Симонссон Юханнес Шерне Нильссон в "35 мм"

В кино все меньше хочется ходить, такая лажа идет по всем экранам. И на "Убить Боно" мы пошли больше по привычке и от нечего делать на ночь глядя. А потом бежали вприпрыжку к метро, как бегут в финальной сцене фильма главные герои, опаздывая на дублинский автобус и на свое выступление перед концертом "Ю-Ту" - но уйти, не досмотрев до конца, не смогли. Впервые за несколько месяцев довелось увидеть картину, которая не просто задним числом дает поводподумать: "ну да, ничего, не совсем напрасно потраченное время" - но доставляет удовольствие в процессе просмотра.

В дублинской школе мальчишки собираются в рок-группы. Младшего из братьев МакКормиков приглашают в команду, играющую гаражный рок, но старший брат отказывается за него и без его ведома, рассчитывая пойти своим путем. Та группа, куда один из братьев не попал, впоследствии прославилась под названием "Ю-Ту". Вокально-инструментальный ансамбль "братья МакКормик" влачит жалкое существование, а его художественный руководитель Нил МакКормик делает одну ошибку за другой, упускает все предоставленные судьбой возможности, и в конце концов умудряется переспать с женой продюсера, после чего вылетает с треском из созданной им же группы. Младший брат, узнав про многочисленные обманы начиная с того, что не попал в "Ю-Ту" в результате интриг Нила, не может его простить. И в довершение всех проблем единственный спонсор, дублинский гангстер, требует назад свои вложения, присылая киллера - тоже, кстати, бывшего школьного однокашника героев. Но завладев его пистолетом, Нил отправляется убивать Боно.

Никто никого, конечно, не убьет, и это известно заранее - Боно-то жив, и это известно. История его бывших одноклассников известна меньше, но меня как раз мало интересует реальная подоплека событий вокруг "Ю-Ту" - единственное, что меня связывает с этой группой, это вечеринка на Стрелке в ожидании их российских гастролей, куда меня пригласили знакомые пиарщики и где мы с безумной феей закусывали виски арбузом (то есть я закусывал, а фея просто ела). И для восприятия фильма совершенно не принципиально, реальна ли история братьев МакКормиков, или вымышлена, полностью или частична. Она увлекательна, ее персонажи - живые люди, сыгранные прекрасными актерами (Бена Барнса я не особенно люблю, но роль Нила он исполнил безупречно, а от его брата по сюжету, кудрявого и глазастого ангела, просто глаз не отвести, вот и старый пидарас, у которого МакКормики снимают условно-жилое помещение, именно на него запал, а не на старшего), они и трогательные, и смешные, в фильме вообще много юмора, при этом он не злобный, не агрессивный, в нем нет ни одного по-настоящему уродливого персонажа, все они на свой лад милые, и горе-продюсер, и даже гангстер, сыгравший-таки в судьбе МакКормиков позитивную роль: открыл-таки в Ниле талант журналиста, с чего амбициозный парень начинал, но все мечтал о карьере музыканта. Есть в "Убить Боно" и, если угодно, моральный урок: нечего завидовать другим и гоняться за чужим успехом, надо найти свое дело и в нем преуспеть - но такой ненавязчивый и опять-таки с иронией поданный, что ни он, ни даже сомнительного качества картинка с двд меня ничуть не напрягли.

Вот со "Звуками шума", признаться, засада - я по ходу не определился в своем отношении к этому произведени, и до сих пор не понимаю, что такое посмотрел. Кино, как уже из заглавие понятно, тоже про музыкантов и "святую к музыке любовь". Главный герой при этом - не музыкант, а полицейский следователь, но выросший в музыкальной семье, и его младший брат - знаменитый дирижер. Сам же следователь слуха лишен, музыку фанатично ненавидит, а "сумбур вместо музыки" - и подавно. Поэтому когда в городе объявляются "Шесть барабанщиков" и устраивают свои аудио-перформансы, в разлад не только с художественным вкусом полицейского, но и с уголовным законодательством, герой берется за дело с энтузиазмом. Кто такие "шесть барабанщиков" - не до конца понятно, двое из них, девушка и парень, недолго учились в высшем заведении соответствующего профиля, откуда были после одной хулиганской "акции" с позором изгнаны и ушли в подполье.

"Шесть барабанщиков" врываются в больницу и в операционной устраивают концерт, используя в качестве музыкальных инструментов медооборудование, больничные причиндалы и непосредственно тело подготовленного к операции пациента; затем аналогичным образом нападают на отделение банка и устраивают "концерт" там, извлекая звуки с помощью денежных купюр и, в числе прочего, аппарата для уничтожения бумаг, уничтожая, опять-таки, купюры (то есть акция не чисто музыкальная, но отчасти и с социальным "протестным" подтекстом); наконец, захватывают распределитель электросети и начинается уже полная "светомузыка" в общегородских масштабах. Следователь, идущий по пятам музыкантов-бузотеров, почему-то перестает слышать звуки предметов, которые были использованы в качестве "музыкальных инструментов", временами у него идет кровь из ушей, и чтобы решить собственные проблемы, а заодно покончить с хулиганами, он, прибегая к консультации брата-дирижера, создает собственную "партитуру" и, захватив девушку-барабанщицу в заложницы (хотя у него к ней и романтический интерес пробуждается, и чуть ли не взаимный), заставляет барабанщиков исполнить ее на проводах высоковольтный ЛЭП. После этого последнего "концерта" все расходятся восвояси, ни романтическая, ни криминальная, ни прочие сюжетные линии продолжения не получают, а следователь обретает покой: сидя на симфоническом концерте брата, он слышит шелест программки и звон бриллиантов в ушах у меломанки из соседнего ряда, но то, что играет оркестр, ни слышит совсем - чему очень рад.

Если это просто иронический экзерсис - для чего кровь в ушах главного героя и погони с разбитыми машинами, если программное высказывание о природе современного искусства - почему такое невнятное и, коль скоро авторы, которые вроде бы даже сами про себя рассказывают (имена персонажей и актеров в титрах совпадают), так иронично к себе относятся, что в финале ради заработка лабают в пляжной кафешке боссанову, такое агрессивное по отношению к "традиционным" способам музицирования? Я бы просто отмахнулся от этого странного опуса, если бы не один момент, задевающий меня лично. Контрапунктом к "сумбуру вместо музыки" на протяжении всего фильма звучит 94-я симфония Гайдна. Именно с ее репетиции вышибают в начале одного из "барабанщиков", который вынужден подрабатывать в оркестре никак не может ударить в литавры, как полагается и как требует дирижер, затем во время ее исполнения уже в "формате" обычного концерта "барабанщики" устраивают очередную свою акцию, подгоняя к концертному залу строительную технику и начиная долбить, бурить и крушить в буквальном смысле "фундамент" классической музыки, и в финале ее же слушает, но не слышит брат-следователь. Точнее, не всю симфонию (как это могло быть в румынско-французском "Концерте" об оркестре ветеранов Большого театра), а ее вторую часть - "с ударом литавр". Вероятно, барабанщиком что-то слышится родное в этом остроумном эпизоде партитуры Гайдна. Но в чем суть конфликта - я убей не пойму. Мне, например, и аудио-перформансы интересны - но Гайдна это любить не мешает. Почему мешает "шести барабанщикам" - не ясно, а если тоже не мешает - о чем и к чему тогда это полуторачасовое кино?

Гайдн - один из самых любимых композиторов, среди "классиков" в полном смысле слова - наверное, самый любимый. Только что мы с безумной феей слушали в КЗЧ прекрасный концерт Рудина и его камерного оркестра - исполнялись 49-я симфония и, во втором отделении, "Стабат Матер" со стажерами Большого, а между делом Рудин еще и солировал в симпатичном и местами виртуозном Рондо Николауса Крафта. Чем так не угодил незадачливым скандинавским авангардистам конкретно Гайдн - единственный вопрос, который меня по-настоящему заинтересовал в этом изначально ущербном кинопродукте (правда что ли он начинался с ролика для интернета? ну там бы пусть и оставался тогда!). Его "провокационный", "хулиганский" пафос не стоит внимания - в скандинавских странах что хочешь делай, хоть национальный флаг в жопу суй (в одном фильме уже засунули - его за это даже на "Оскара" выдвигали, но далеко не продвинули) - никто тебе слова против не скажет, а уж за Гайдна и подавно никто не вступится.

Можно предположить, что отчасти в Гайдне "барабанщики" обнаруживают своего предшественника - Гайдн действительно был, наряду с Россини, но тот позднее, первым композитором-"концептуалистом", и вечно что-то остроумное придумывал, работая при этом строго в классических рамках и, как сегодня бы сказали, "форматах". И 94-я симфония - как раз пример композиторского остроумия: по легенде, Гайдн, замечая, что на симфонических концертах значительная часть публики дремлет, решил во второй, самой медленной и убаюкивающей части симфонии ее "разбудить" неожиданным ударом литавр. Но опять-таки, если Гайдн - единомышленник и предтеча "шести барабанщиков", почему они стараются исполнение именно его симфонии подпортить любыми способами, и почему этот мотив в фильме так же не развивается и уходит в песок, как и все прочие?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment