Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Путешествие на Луну" реж. Кутлуг Атаман

Фильм был в программе ММКФ, где его пришлось пропустить, без особого, впрочем, сожаления, хотя даже фестивальна газета посвятила ему особый материал, подчеркнув, что турецкий режиссер - еще и активный борец за гей-права. "Путешествие на Луну" с гей-тематикой не связано никоим образом, зато связано с еще более болезненной для русских проблемой, и показ в "Культе кино", вероятно, не совсем случайно совпавший с очередной патриотической кампанией-вакханалией, на сей раз связанной с Гагариным и космосом, пришелся очень кстати.

В "Первых на Луне" Федорченко тот же мотив раскрывался на местном, советском материале, и тоже в жанре "документальной фантастики". Потом у Гордона в "Закрытом показе" патриоты России до хрипоты обсуждали, действительно ли русские были первыми на Луне. Турецкий режиссер не утверждает, что первыми на Луне на самом деле были турки, но рассказывает, как в глухой турецкой деревушке четверо смелых - спившийся Механик, придурковатый Танцор, обремененный женой и детьми мечтатель и образованная девушка, изнывающая под семейным гнетом, вытребовали путем шантажа у местного муллы минарет, загрузили его продуктами, прицепили к воздушным шарам и улетели навсегда в направлении Луны. Долетели или нет - неизвестно, никто из них не вернулся. Но из привычной действительности вырвались - уже хорошо.

Собственно говоря, и Федорченко пытался рассказывать о том же, используя фантастическое допущение как точку отсчета для сатирического взгляда на прошлое - в его случае советское - а уже через него отчасти и на настоящее. Оптика Атамана очень схожая - он тоже смотрит на прошлое (действие происходит в 1957 году, когда у всех на слуху запуск русского спутника), но говорит о современности. Рассказ непосредственно о "полете" сопровождается статичными фотокадрами, а их небогатая подборка перемежается комментариями "ученых", "историков" и прочих "специалистов", как это принято в модном ныне жанре "мокьюментори" или как он там правильно называется. И речь идет, понятно, не о возможности улететь на минарете в космос, но о преодолении силы тяжести общественного мнения, консервативных устоев и т.п. "Если смотреть на Землю с Луны - неважно, где находится Мекка" - говорит один из "спецов". В космических масштабах установки, которые довлеют, как сила земного притяжения, над жизнью индивида в социуме, особенно традиционном, даже архаичном, теряют вес и значение. Правда, для турецких режиссеров, особенно гомосексуалов, по факту предпочительнее оказывается не мечтать о Луне и о том, как исламское изуверство отступит перед мечтой о прекрасном будущем, сидя в Турции, а ехать в страны Евросоюза или в Канаду. Что они, включая Атамана, и делают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments