Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Наташина мечта" Я.Пулинович в Центре им Вс. Мейерхольда

Если версия ЦДР получилась многофигурной, с большим количеством внешних эффектов, с максимальным освоением нестандартного пространства -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1589193.html?nc=3

- то в ЦИМе никаких эффектов не предполагается вообще: моноспектакль играется в черной комнате без всякого дополнительного сценического оформления, если не считать того, что сама героиня рисует мелом на стене - а сначала она прочерчивает горизонтальную линию, и потом обозначает прямыми палочками подобие человеческих фигур, и наконец, обводит контур собственной ладони. Актрису Елену Горину, говорят, уволили из театра "Шалом" за то, что согласилась участвовать в "Калигуле" Някрошюса, если правда - то девушке крупно и вовремя повезло. Но у Някрошюса ей досталась роль бессловесного призрака Друзиллы, а в "Наташиной мечте" у нее - монолог более чем на час, хотя и построенный на долгих паузах и развернутых пластических ремарках.

Мне и раньше казалось принципиально важным, что в "Наташиной мечте" героиня - не ангелоподобная жертва несправедливого мира взрослых, что она жертвой не хочет быть, а потому превращается в агрессора, и любовь к взрослому парню служит лишь катализатором, все предпосылки для этого имеются изначально. Но в спектакле Жено (других постановок я не видел) этот мотив оказался заболтан, а в цимовском варианте выходит на первый план. В ожидании начала действия (а рассказ героини - это ее монолог на суде) актриса сидит, зажавшись в углу, и постепенно, следуя своей мечте о большой любви и красивой свадьбе, из забитого зверька превращается в агрессивного зверя, что недвусмысленно подчеркнуто пластическим решением роли - она, как дикая или бешеная кошка, становится на четвереньки и в любой момент, кажется, готова к прыжку. Можно сколько говорить, что девочка не виновата, что у нее трудная жизнь, маму-проститутку убил сутенер, которого и самого вскоре убили, а в детдоме иначе не выжить - все это, вероятно, справедливо, но спектакль тем не менее получился не плаксивым, жестким и честным как минимум по отношению к пьесе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments