Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Павел Челищев в галерее "Наши художники"

Невероятное дело - четыре с половиной года назад в "Наших художниках" прошла первая в этой стране персональная выставка Челищева:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/748256.html?nc=2

И теперь - еще одна, не повторяющая предыдущую ни одной работой! Правда, за это время кое-что мелькало на других выставках, и в "Наших художниках" (в рамках проекта "Парижачьи", например), и на Крымском валу (посвященных американским художникам из бывшей российской империи или дягилевским балетным сезонам), а некоторые произведения, в 2006-м показанные в их завершенном варианте, теперь представлены этюдами или эскизами. Но если первая, 2006 года экспозиция была скорее обзорной и представляла Челищева в максимальном его разнообразии, то нынешняя, при том что собраны также работы разных периодов и техник, прежде всего интересна портретами. При том что грань между портретом, пейзажем и натюрмортом у Челищева зачастую условна - он видит и показывает "лицо" и предмета, и ландшафта, и даже геометрической абстракции.

Поздние вещи, как и в прошлый раз, расположившиеся в комнатке на третьем этаже по соседству со скромным эскизом к "Феноменам" (в 2006-м и сами "Феномены" приезжали из Третьяковки на Рублевку), тоже имеют некоторое отношение к портретам, в частности, "Кот-волан" или "Золотая ваза", где через абстрактную лучистую конструкцию проступает зоо- или антропоморфная фактура. Второй этаж - в основном "портретный", причем некоторые модели, Николас Магеланес (1937) или Чарльз Генри Форд (1933) представлены в двух различных вариантах. Один из портретов Форда - в "пылающем" колорите на фоне скошенного поля с алыми маками на голубом фоне по краям, другой - в холодных голубых тонах. На первом этаже у окна - "Татуированный" (1934) - от него невозможно оторвать глаз. Цирковая тематика - клоуны, акробаты, жонглеры - снова бросается в глаза. Много детских портретов, правда, очень часто образ ребенка у Челищева преобретает гротескные черты, как в "Детях Испании" (1934). Постоянно проявляется мотив детей-листьев, где ребенок отождествляется то ли с насекомым-паразитом, то ли вовсе с растительным миром. Хотя есть и вполне себе мило-симпатичные акварельные "Дети с цветами" (1935). Или привлекающая особое внимание публики "Девочка с бабочками" (1935) - внимание обращают прежде всего не на бабочек, а на зверька, которого девочка держит на руках, очень уж он смахивает на Волчка из "Сказки сказок" Норштейна.

Одна из самых заметных вещей на выставке - портрет Лифаря в костюме Принца из "Лебединого озера" и эскиз к нему (1929), правда, он как раз из числа тех картин, которые уже можно было видеть в рамках сборных экспозиций. Небольшую, но внятную "линию" на выставке составляют сюрреалистические портреты-пейзажи, такие как "Портрет моего отца" (1939), где изображение складывается из растекающейся грязной лужей на переднем плане головы кота, на заднем в белых холмах угадывается пасть медведя, а в центре композиции - странные "сиамские близнецы", и, конечно, ядовито-зеленая "Фата-моргана" (1940), где через холмы и перелески проступают две обнаженные фигуры в позе "69). На обложке каталога оказалась картина "Жатва" (она тоже выставлялась на Крымском валу), но я думаю, самая характерная вещь, обобщенный "портрет" сложившейся экспозиции, как я ее увидел - "Феникс" (1942): полыхающий, будто расплавленный в огне куст пламени, в котором угадываются, с одной стороны, голова птицы, с другой, черты человеческого лица.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments