Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Квит на квит" по А.Н.Будищеву в филиале театра им. В.Маяковского, реж. Юрий Иоффе

В слабом "доковском" спектакле "Кастинг" по пьесе Германа Грекова актер Роман Фомин запоминается, несмотря на недостатки драматургии, режиссуры и всего прочего. В спектакле театра им. Маяковского, выпущенном на сцене филиала, он, играя главную роль, теряется среди прочих, при том что это один и тот же актер, и актер очевидно талантливый. Я никогда раньше не слышал про писателя Будищева - наверное, в интернете можно найти о нем информацию, но я отложу поиски до болеее удобного случая, потому что и без того ясно: второсортный автор, посредственная вещь, пригодившаяся, однако, театру, который (я не имею в виду театр Маяковского, тем более, что арцибашевский период в нем формально закончился) так и тянет на поиски произведений "из русской жизни", чтоб непременно с "острым" сюжетом, желательно криминально-авантюрного характера, и удобоваримой, в духе времени, ортодоксальной моралью, всегда ведь приятно напомнить в стране, где воровство и убийство - норма, что воровать и убивать - нехорошо, ай-яй-яй. Сегодня с этой целью извлекаются с антресолей давным-давно и заслуженно забытые вещицы Найденова, Сумбатова-Южина, Алексея Н.Толстого, многих других авторов, в том числе небездарных, но оставшихся в прошлом. Это прошлое, выколотив пыль колотушками, постановщики приспосабливают под настоящее, находя в нем моменты, созвучные сегодняшнему дню.

"Квит на квит" - название не сразу понятное, но все же приемлемое в сравнении с оригинальным: "Пробужденная совесть". Главный герой, новоявленный помещик Пересветов, прикупивший на полученные в наследство деньги поместье, влез в долги, отдавать нечем, заимодавец не хочет ждать и требует в качестве благодарности за рассрочку доступ к телу жены должника, а проходимец-управляющий из соседского имения научает, что можно заимодавца обокрасть и взять большой куш. Пересветов оказываться хорошим учеником - не только грабит, но и в припадке ревности убивает. Однако жена, не выдержав, сбегает с тем самым проходимцем - и с большей частью украденных денег.

Не "Околоноля", конечно, но для своей эпохи - нечто в том же духе. И многие мотивы звучат вполне злободневно. А спектакль в то жв время подчеркнуто старомодный: стены-ширмы, фотообои с кленовыми листочками, нехитрая меблировка, в трактирной сцене - разухабистая цыганщина... Юрий Иоффе - режиссер, конечно, не великий, но грамотный и профессиональный. Не так давно он поставил, на ту же тему, в том же ключе и на той же сцене, "На бойком месте" Островского:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1068381.html?mode=reply

В "Квит на квит" обыгрывается аналогичная схема: на одного жулика находится другой, еще больший жулик - схема, впрочем, стандартная, заимствованная еще из "Игроков" Гоголя и в пьесах Островского уже разработанная во всех возможных вариантах. "Квит на квит", однако, не просто комедия, а криминальная мелодрама. Но если за неудачами персонажей, а также за их преступлениями, наблюдать любопытно (сочинение не затасканное, чем дело обернется - доподлинно неизвестно), то за их любовными страданиями - совсем неинтересно. Бездарная бурляевская дочка в роли жены главного героя, Роман Фомин, пользующийся, и не без явного недовольства собой, всеми штампами позапрошлого века, и прочие участники действа, наигрывающие во всю ивановскую, имели на прогоне успех и выживших из ума старух - но для кого они собираются работать дальше, когда спектакль пойдет в репертуаре? А ведь Иоффе все делает правильно, достойно, не скатываясь в совсем уж откровенную халтуру. У него и преступление разоблачается не абы как, а через своего рода "сцену мышеловки", аналогичной гамлетовской, когда подкупленные актеры в трактире разыгрывают сюжет в духе "Убийство Гонзаго", обстоятельствами напоминающие Пересветову об убийстве кредитора. И романс "Отвори потихоньку калитку" звучит уместно. И раскаяние главного героя не выглядит совсем уж искусственным. И в целом постановка - в своем роде - удачная. Но это не теперешний театр, и более того, по сегодняшним понятиям - не театр вовсе. За Иоффе обидно - он действительно хороший режиссер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment