Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Астрал" реж. Джеймс Ван

Хотел посмотреть "Исходный ход", но ни на него, ни тем более на "Железного рыцаря", который шел последний день и которого я без особых сожалений готов был пропустить, зрителей не набралось, и только на "Астрал" набежало ближе к ночи ползала уебков - пришлось и мне пойти, раз уж приперся. Дебильные девицы и их потенциальные ухажеры (почему-то по отдельности, что тех и других только раззадоривало) бесновались и ржали, фильм и сам по себе казался невыносимо идиотическим, но хорошо, что я не ушел с середины - на втором часу в "Астрале" начинается что-то, похожее на кино, и если уж тратить на него время, до досматривать до конца, в противном случае не стоит и не садиться.

Многодетная супружеская пара - муж-преподаватель и жена-домохозяйка с задатками пианистки - переезжает в новый дом. Почти сразу старший их трех детей, но тоже еще маленький мальчик, на чердаке падает с лестницы, а вскоре впадает в странную кому: никаких биологических повреждений нет, но он не просыпается, и так продолжается три с лишним месяца. Жена в то же самое время начинает видеть призраков и настаивает на переезде. Муж уступает, но призраки появляются и в новом доме, а мальчик в себя так и не приходит. Судьба его младшего брата и сестренки-малышки не интересует ни авторов сценария, ни персонажей-родителей, совместными усилиями тех и других никчемных детей удается сбагрить к бабушке и до конца фильма они больше не появятся. Зато появится сама бабушка. Причем ее играет Барбара Херши - выдающаяся актриса, незаслуженно задвинутая киноиндустрией на роли второго плана в таких вот сомнительных проекты. Образ излишне благодушного, но честного отца семейства не впервые в своей противоречиво развивающейся карьере воплощает Патрик Уилсон, тоже актер не из последних. По ходу выясняется, что мать скрывала от сына страшную тайну: в детстве он умел отделяться от своего физического тела и путешествовать по иным мирам, ему являлась страшная старуха, зафиксированная мутным пятном на забытых фото, и дар передался сыну - почему-то только первенцу, но такое в фантастических и мифологических сюжетах случается сплошь и рядом.

Идея отделения астрального тела от биологического - конечно, не революционная, она часто встречается в литературе, иногда, как у Майринка в "Белом доминиканце", даже литературе перворазрядной, и в кино она возникает не впервые - хотя, положа руку на сердце, я навскидку не припомню фильма чисто жанрового, триллера или ужастика, где этот мотив становился бы сюжетообразующим - чаще его используют в связи с сюжетами, построенными на раздвоении личности. Но если "Астрал" и обладает некоторыми кинематографическими достоинствами, то связаны они не с оригинальностью замысла, а с визуализацией путешествия главного героя, того, что Патрик Уилсон играет, в потусторонний мир на поиски пропавшего сына. Там он встречает и старуху, которая его самого преследовала когда-то. А уже по возвращении, когда сын приходит в себя, он тетеньку, которая его внова, как в детстве, выручила, душит собственными руками, потому что злой дух, пока он спасал ребенка, успел вселиться и в него - стандартная для жанрового канона развязка.

Специалистка по таким случаям, которая уже помогала матери героя (той, что играет Барбара Херши), когда он был сам мальчиком, вместе со своими двумя ассистентами, проведя необходимые замеры с помощью особых приборов, выдает рекомендацию: отделиться от тела, благо возможность такая имеется, пусть и не практиковался с детства, и отправиться за сыном - главное, вовремя вернуться, пока злые призраки не вселились в их физические тела навсегда. Примечательно, что дама со своими ассистентами и приборами выглядит стопроцентной шарлатанкой и комический эффект тут определенно запрограммирован - тем удивительнее, что потусторонний мир, в такого рода и уровня триллерах обычно аляповатый, показан на удивление стильно, экономно в том, что касается выбора средств визуальной изобразительности, в духе отчасти Бунюэля, отчасти Тима Бертона - жалко, что до него доходит дело только ближе к концу, а большая часть картины ушла на всякую ерунду.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment