Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Зубин Мета в КЗЧ (фестиваль Ростроповича)

Первый из двух концертов мы слушали в формате генеральной репетицией, которая и генеральной по сути не была - обычная репетиция, что называется, со всеми остановками. После пресс-конференции сказали, что Мета, точнее, его менеджеры, изменил решение и в зале не должно быть посторонних. Но в итоге всех желающих пустили, а мы и не стали ждать, пока за нас кто-то решит - как опытные партизаны, пробрались за кулисы, устроились на портике и оттуда слушали оркестр и наблюдали за дирижером два часа кряду - с большим, кстати, интересом, жалко только, не разобрали шуток, которые он адресовал оркестрантом то и дело, а то бы, может, посмеялись вместе с ними. Работал он легко, без истерик, как любой настоящий профессионал, и очень четко. Оказалось, Мета несколько изменил программу - увертюру к "Свадьбе Фигаро" Моцарта решил играть на бис, а открывать вечер вместо нее - увертюрой к "Силе судьбы" Верди. И Верди, и концертную симфонию Бартока, предназначенную для второго отделения, Мета с оркестром проходил не целиком, отрабатывая только какие-то сомнительные или слабые места - Верди не жалко, Бартока жалко очень, но ничего не поделаешь. Зато 3-й фортепианный концерт Бетховена домучил до конца, возвращаясь несколько раз к тем или иным моментам. Солировал Мацуев, и это был еще один повод ограничиться репетицией, тратить вечер на Мацуева - мягко говоря, нерационально. Но и Мацуев на этот раз старался не барабанить, сдерживался, как мог. Никогда бы не подумал, что можно открыть в Бетховене столько нежности, сколько было у Меты в 3-м концерте, особенно в оркестровых его эпизодах. Но все равно Бетховен - совершенно чуждый мне композитор, а его 3-й концерт мне как казался всегда, так и теперь кажется ресторанной попсой.

Программы обоих вечеров, положа руку на сердце, оставляли желать. Ограничиваться впечатлениями от репетиции тоже было бы неправильно, и на второй день мы отправились непосредственно на концерт. Проходили через служебку, сидели снова на портиках, хотя в зале были места, и в количестве против ожидания значительном. Но снова в первом отделении звучал Верди - увертюра к "Сицилийской вечерне" - и Моцарт - 41-я симфония "Юпитер". Я поскучал немного в ожидании второго отделения, при том что 1-ю симфонию Малера "Титан" я знаю практически наизусть в силу личных обстоятельств - во время первой поездки за границу еще по школьному обмену я купил в Германии среди прочих кассету с записью этой симфонии и за следующие 18 лет слушал ее довольно часто, не исключая и последних лет - я как пещерный человек не расстаюсь с кассетным магнитофоном. Кроме этого, траурный марш из 1-й симфонии Малера постоянно на слуху, так как используется в качестве элемента саундтрека множеством кино- и театральных режиссеров, от Овчарова до Някрошюса. Мета, наряду с Нагано - крупнеший из дирижеров, выступавших на моей памяти в Москве, это очевидно и бесспорно. Его интересно слушать и на него интересно смотреть, при том что он не клоун и, в отличие от того же Мацуева, не пытается изобразить отрыв от земли во время музицирования, а достойно и профессионально делает свою работу. Но "Титан" мне при всем том не очень понравился - может, как раз потому, что у меня сложился стереотип благодаря определенной записи и я слышу эту симфонию по другому - в нынешней версии она показалась мне чересчур игривой, даже где-то манерной, хотелось большей строгости, особенно в последних частях.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments