Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Том Уайт" реж. Алкинос Цилимидос, 2004

Архитектор-проектировщик из Мельбурна настолько погружен в работу, что уже три недели продолжает заниматься проектором, с которого его сняли. Оказавшись не у дел и отправленный в отпуск, Том и вовсе теряет ориентацию в пространстве и времени, оставляет жену с двумя детьми и отправляется бродяжничать, постепенно обрастая бородой и грязью. Поначалу он живет у гея-проститутки, которому помог дойти до дома. Потом встречается со смотрительницей ярмарочного тира. Следующим его спутником становится бородатый старик, тоже склонный к бродяжничеству. Наконец, Том находит общий языкс 12-летним подростком-графитчиком. Все перечисленные, кроме бородача - наркоманы (гей глотает колеса и курит траву, девушка до встречи с Томом кололась на пару с бывшим дружком, подросток с приятелями дышал отравой из целлофанового пакета), со всеми герою приходится расстаться (к гею переезжает бойфренд, девушку порвала в клочья собака прежнего друга, бородатого бомжа хватил удар, мальчика забрала соцслужба после того, как арестовали его бандита-отца).

"Культ кино" - странный проект, в нем то крутят хрестоматийные и сто раз уже виденные картины, либо, наоборот, явно второсортные, в которых нет ничего "культового". И хотя в моем отношении к Кириллу Разлогову есть место самым разным, противоположным эмоциям, в целом он, конечно, заслуживает уважения, поскольку, будучи интеллигентом, почти свободен от многих черт, делающих интеллигентов такими отталкивающими - он не дурак, не догматик, не сноб (иногда широта его взглядов выходит за грани разумного - тогда он начинает ратовать за фильмы типа "Ой вей, мой сын гей"). И все-таки любит он порассуждать в том смысле, что капитализм с его бездуховностью загнивает, а маргиналы и леваки указывают дорогу к подлинной свободе. Они с Тирдатовой и "Тома Уайта" отнесли к фильмам такого плана. На самом деле "Том Уайт" в чем-то проще (открытого антибуржуазного пафоса в нем нет), а в чем-то интереснее. Мотив бегства из привычного благополучия в мир, полный опасностей и лишений, но предоставляющий - якобы - полную свободу индивиду, у Цилимидоса раскрывается достаточно традиционно. А вот форма, в том числе композиционная - любопытна. Картина открывается прологом, своеобразным "парадом алле" персонажей, с которыми впоследствии главный герой (его играет Колин Фриелс) столкнется на своем пути, причем в прологе показано, как они (гей, девица, старик, подросток) жили до встречи с Томом. А далее три недели, что герой занимался проектом, от которого его отстранили - единственный во всей внутренней хронологии сюжета конкретны временной промежуток, далее события то ли спрессованы, то ли разрежены во времени, и сколько дней, месяцев, лет проходит до того, как Том, уже постаревший, потасканный, обросший бородой, вновь оказывается за столом, приходя в себя от звонка будильника - принципиально неопределимо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments