Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Люди с поезда" реж. Казимеж Куц, 1961 (ретроспектива "Соль польской земли" в "Пионере")

Фильмы Куца идут вечерами и по утрам в 11.30. Вечером я не могу, а утром не в состоянии. Но так люблю польское кино, а Куца к тому же мне только предстоит открывать для себя, что нашел силы, поднял себя за волосы и, пропустив первые две картины из ретроспективы (в том числе "Никто не зовет", что невероятно обидно), на третью приехал в "Пионер". Показывали фильм со старым советским дубляжом студии им. Горького - а это не лучший вариант и значительно портит впечатление. Но в целом оно все равно очень сильное.

В основе - новелла Мариана Брандыса "Парень с поезда". 1943 год, захолустный полустанок на оккупированной территории. Пассажиры двух отцепленных по причине технических неполадок вагонов ждут товарняка, чтобы ехать дальше. Торопящиеся по делам торговцы-спекулянты решают подпоить нацистского жандарма, чтобы не помешал посадки в товарный поезд, потому что правилами это запрещено. Вместо этого пьяный нацист начинает подозревать в пассажирах тайных партизан и звонит в комендатуру, откуда высылают отряд карателей. Те приезжают, находят потерянный жандармом автомат и, думая, что это партизанское оружие, угрожают расстрелять каждого пятого из пассажиров. Тогда мальчик-подросток заявляет, что это его автомат.

Абсолютно благонамеренный в эстетическом и политическом смысле сюжет новеллы, в социалистической Польше включенной в школьную программу, режиссер высвечивает под неожиданным углом. По счастью, никто не умирает - пьяного жандарма вовремя обнаруживают, подросток к тому времени избит, но жив, еврейскую девочку, которую едва не выдал корыстолюбивый подонок, немцы не забрали, товарняк пришел и можно ехать дальше - учитывая все обстоятельства, это практически хеппи-энд, мало того, основной сюжет вписан в рамочный, когда спустя годы из поездов, проходящих мимо захолустной станции, кто-то время от времени бросает букеты цветов в память о событии 1943 года, и старый дежурный рассказывает своей молодой коллеге подробности того дела. Но интересно, что фильм называется не "Парень с поезда", как новелла, а "Люди с поезда". То, что подросток, у которого, оказывается, уже убили двух братьев, был готов на жертву - это полдела. А вот ради кого? Молодой человек, состоящий, судя по всему, в подпольной антифашисткой организации, и его взбалмошная невеста; девочка-еврейка со своей воспитательницей, которая ради ее спасения отдала свои обручальные кольца проходимцу; еще два-три приличных персонажа, которые вызывают уважение и сочувствие, а остальные - торгаши, картежники, а то и просто подонки. Ради них? И тем не менее значение поступка подростка от этого не умаляется, и, может быть, только возрастает. В Польше 1961 года, наверное, непросто было говорить об этом прямо, но христианский мотив через соцреалистический пафос пробивается неизбежно, иначе это было бы не польское кино, а какое-то другое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments