Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Леди Макбет Мценского уезда" Д.Шостаковича в Большом, реж. Темур Чхеидзе, дир. Василий Синайский

Я и спектакля раньше не видел, хотя за то время, что опера, поставленная еще в 2004-м, формально числится в репертуаре Большого (идет она очень редко) успел посмотреть на той же сцене "Леди Макбет" латвийскую, привозную, в версии Жагарса. Но постановка Латвийской национальной оперы сделана по евростандарту - с переносом времени действия, переодеванием персонажей, и хотя русские живут во все века одинаково, такого рода транспозиция неизбежно ведет к шероховатостям - в лучшем случае, а то и к откровенным нелепостям:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/991567.html?nc=4

(Кстати, забавный момент: у Жагарса в тексте либретто "полицию" заменили на "милицию", чтоб, значит, ближе к современности было - так вот интересно, в связи с последними нововведениями Латвийская опера предполагает возвращение к исходнику?)

Постановка Чхеидзе не то что "старомодная", но выполненная в "условно-историческом" ключе, без особого внимания к аутентичности оформления, но и без прямых параллелей с современностью: декорация из досок и брусков (довольно массивная, с галереей, опоясывающей почти весь периметр площадки), пышные костюмы героини, которые она в каждом эпизоде меняет, и т.д.

Но в двнном случае для меня важнее было не спектакль посмотреть, а послушать, что делает Василий Синайский - за сезон, что он руководит оркестром Большого, я всего раз был на его концерте и ни разу - в театре на представлении с его участием, хотя говорят, он работает с коллективом регулярно. И против ожидания то, что он делает, мне понравилось, во всяком случае, оркестр звучал хорошо, да и солисты, в общем, выступали достойно, Максима Пастера, правда, заменил в партии Зиновия Борисовича Сергей Балашов (еще тремя днями ранее на сайте Большого указывали Пастера, а Балашов в последнее время поет так много у себя в Стасике, что стоило бы ему себя поберечь), а его папашу пел тот же Самсон Изюмов, что и в латвийском спектакле, но Вадим Заплечный в партии Сергея был вполне на месте, а Ирина Рубцова спела Катерину замечательно.

Другое дело, что, конечно, Галина Вишневская - образцовая Катерина, и киноопера, к счастью, сохранила этот ее образ, а Рубцова - скорее типаж одинокой женщины-страдалицы, слегка комичной - характерный для комедий Островского и картин Кустодиева, на шекспировский масштаб ее героиня вряд ли может претендовать, а в своем роде она все-таки интересна. И в целом постановка, не представляя из себя ничего выдающегося, местами, особенно что касается второстепенных образов (православного попа, полицейских и т.д.), удачно подчеркивает музыкальный гротеск мизансценическим, в опере, несмотря на убийства и прочие неприятности, много юмора, и это правильно. А уж после приторной тягомотины Галеви накануне музыка Шостаковича, которого я, в общем, не особенно люблю, буквально ласкала слух.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments