Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

все, что останется: "Кроткая" Ф.Достоевского в ШДИ, реж. Игорь Лысов

Вместо икон - черные квадраты в золоченых и простых деревянных окладах, единственный образок - тот, крошечный, что приносит с собой героиня. Меблировка - историческая, газеты и дензнаки - сегодняшние, на стенах - газетные полосы с рекламными объявлениями. Слева раздается мерное поминальное бормотание Лукерьи, справа - инструментальный квартет исполняет вариации на темы песен Юрия Шевчука: "Дождь", "Родина", "Это все, что останется после меня..."

"Кроткую" будут играть (премьера завтра) в 7-й студии - помещении камерном, но не тесном, наборот, растянутом в длину, в отличие от "белой комнаты" ТЮЗа, где идет не так давно поставленная "Кроткая" Ирины Керученко. Но если искать аналогии спектаклю Лысова, уместнее вспомнить "Записки сумасшедшего" Гинкаса в том же МТЮЗе. Рекламный слоган на растяжке через Сретенку: "фантастическая история сумасшедшей любви" - заставляет вспомнить "великое кино о великой войне", но стоит иметь в виду, что сам Достоевский определял жанр своего произведения как "фантастический рассказ". Фантастика и сумасшествие в спектакле Лысова проявляются не сразу и не напрямую. Но сюжет новеллы не пересказывается в ретроспективе, как в традиционной инсценировке, предыстория и развязка концентрируется в пространстве, представляя исход героини как единственно возможный. В углу, на винтовой лестнице, поджидает еще один бессловесный персонаж - однако мотив с предполагаемой "изменой" в спектакле на сюжетном уровне снят, присутствует только на символическом.

Начинается действие не с мужского монолога, а с женского. Между прочим, в ШДИ уже идет "Аглая" Клима - "ненаписанная глава "Идиота" Достоевского в форме женского монолога, но слишком, на мой вкус, многословного и путаного. "Кроткая" Лысова - лаконичная и предельно внятная. Текста в ней вообще минимум, но каждый диалог перебивается пластической ремаркой необычайной выразительности под обработанные мелодии Шевчука: героиня наставляет пистолет, герой целует дрожащую руку, пистолет с грохотом падает на стол... пересчет купюр становится для хореографа темой для развернутого и оригинального номера... Может быть, видеоизображение петербургского дворца-колодца - элемент избыточный, а фотоинсталляция с "пьетой" в финале - ход слишком лобовой, но это детали и дело вкуса. В целом же если Керученко, как говорили, "закрыла тему" своей "Кроткой, то Лысов своей - открыл ее заново.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment