Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

парки бабье лепетанье: "Серёжа" по А.Чехову в "Современнике" на Другой сцене, реж. Кирилл Вытоптов

Вероятнее всего, если бы мне удалось-таки попасть на дневной прогон, я бы воспринимал увиденное иначе, менее критично и в более расслабленном состоянии. Но я только за несколько часов до второго премьерного представления дозвонился до Кирилла, а когда пришел и увидел на входе завлита театра, у которой на меня органическая непереносимость, когда случайно встреченная знакомая провела меня за руку, конечно, настрой был совсем не тот. Впрочем, Кирилл мне симпатичен, и оттого увиденное не оттолкнуло меня, но вдвойне огорчило.

Инсценировка "Сережа", точнее, "СЕРёЖА" - компиляция двух рассказов Чехова, "Учитель словесности" и "Страх". Не уверен, что Кирилл по возрасту застал спектакль Семеновского "Учитель словесности" с Гвоздицким в МХТ по мотивам "Мелкого беса" Федора Сологуба - а я, будучи постарше режиссера, видел, и понимаю, что Вытоптов волей-неволей шел тем же путем. Его "Сережа" начинается с "Евгения Онегина", и Пушкин, а дипломной работой Кирилла был, кстати, "Станционный смотритель", присутствует в спектакле постоянно не просто как лейтмотив, но как своего рода камертон. Герой Никиты Ефремова, актера небездарного, но мало чем кроме своей громкой фамилии примечательного, преподает словесность в гимназии, ратует за Пушкина, женится по любви, но понимает, что попал в западню.

Сергей Васильевич из "Учителя словесности" - персонаж того же плана, что Ионыч, у Чехова таких немало. Брак по любви обернулся пошлым адюльтером, просветительский энтузиазм - чиновничьей рутиной, и грустно думать, что напрасно, была нам молодость дана. В спектакле интересно и "богато" организовано пространство, для актеров выгорожен треугольник на Другой сцене, левая "узкая" часть которого - "школа" со стеной, исписанной мелом пушкинскими стихами, а правая - "бытовая", с диванами, сеном и уходящим в глубину люком, служащим и могилой, и подвалом. У Кирилла немало частных любопытных находок, например, герой хочет получить стакан молока, и когда сам называет себя молокососом, ему этот стакан молока предлагают. Но спектакль как художественное целое так и не родился, и сомневаюсь, что родится.

Уже в "Станционном смотрителе" было ясно, что Вытоптова не волнует линейный нарратив, ему интересны подробности, детали, но за деталями он теряет нить не только повествования, но и рассуждения. Лучшая актерская работа в "Сереже" - наверное, Дарья Белоусова в роли Манюси, но и она, и Варя-Полина Ракшина, и остальные - теряются в режиссерском равнодушии к сюжету, к характерам. Старая няня (молодая Елена Плаксина) вяжет спицами, и шерстяная нить разматывается, опутывает пространство, отведенное под зрителя, подобно судьбоносной нити Парки. Вытоптов мыслит слишком абстрактно, он, ученик Кудряшова, использующий формальные приемы, близкие к Фоменко и Женовачу, делает, похоже, театр, больше всего напоминающий Фокина. Но мне Фокин и сам по себе не симпатичен, а подделка под него - тем более. Зато мне симпатичен, подтверждаю, Кирилл, он талантливый молодой режиссер, "Сережа" - его профессиональный дебют ("Станционный смотритель" - студенческий спектакль), и может быть, дальше будет лучше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments