Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

программа "Наша анимация" в "35 мм"

Вот молодцы: только-только прошел фестиваль в "Суздале" - а в Москве уже представлена подборка из фильмов-участников, и не только. Я пока из театра дошел до "35 мм", пропустил больше половины вечера, но успел застать работу Екатерины Соколовой, которой, кажется, не было и в Суздале. Впрочем, меня в первую очередь интересовал фильм, получивший на фестивале гран-при - режиссера, как я понял из интервью председателя жюри в "Новостях культуры", не увидели и в Суздале, и в Москве на фестивальной программе его тоже не обнаружилось, хотя многие другие авторы выступали, и вечер был построен как чередование сгруппированных в блоке картин с интерлюдиями, заполненными выступлениями аниматоров, интервью и вопросами к ним. Премированный "Подарок" шел, и я это выяснил заранее, в последнем блоке.

Аннотация к "Подарку" Михаила Дворянкина гласит: "Анимационная версия фильмов Гай Германики. (...) В центре сюжета - детская любовь застенчивого мальчика. А вокруг - дикость и ужасы русской школы". До некоторой степени верно. Однако в целом "Подарок" очень трудно сопоставлять со "Школой" Германики. Во-первых, персонажи мультика - не старшеклассники, а младшие подростки, с другими, соответственно, интересами. Во-вторых, что, пожалуй, наиболее принципиально, время действия фильма - конец 80-х или самое начало 90-х, об этом свидетельствует масса деталей, от эмблемы на лацкане форменного ученического пиджака до музыкальных тем "Музыка нас связала" и "Ламбада" - их популярность пришлась как раз на то время. Я не знаю, сколько лет Михаилу Дворянкину, но олучается, что мальчик-подросток из фильма "Подарок" - примерно мой ровесник или чуть-чуть старше. А это уже совсем другая история - менее жесткая, в большей степени ностальгическая, хотя понятно, что кругом уроды, и школьники, и учителя, и даже девочка, которой герой хочет подарить несчастный сувенир на 8 марта (вот ведь подгадали с показом - дорого яичко к Христову дню!) - все недостойны не то что любви, но даже и сочувствия. Визуально мультик сделан в манере, характерной опять-таки для того времени - по сегодняшним понятиям не революционной, но и не вполне классической советской, однако как бы хорошо он ни был нарисован, драматургия - не самая сильная его сторона, и в расчет принималась, видимо, прежде всего форма, а не содержание.

Мне, честно говоря, больше других понравилась вещица Андрея Бахурина "Серый человека", которой я вовсе не увидел бы, если б не технические накладки: при первой попытке фильм пошел без звука, и потому в конце, когда я подошел, его еще раз повторили. Девочка видит повсюду бесплотную серую фигуру, потом встречает парня, которому нравится и который делает ей предложение, но в первую брачную ночь понимает, что он-то и есть тот самый "серый человек", душит его подушкой и впервые за много лет засыпает спокойно - психоаналитический триллер и выстроен отменно, и нарисован интересно. Я только конец застал от "Сизого голубочка" Екатерины Соколовой - любопытного в изобразительном отношении черно-белого экзерсиса, и вполне оценил полутораминутную миниатюру Сергея Орлова "Техподдержка реальности", где простодушный герой тупо следует указаниям, в результате позволяя обвести себя вокруг пальца и ограбить свой дом, хотя мультик - не столько сатирическая зарисовка, сколько иронически-параноидальная фантазия на тему "кругом враги".

Из всей подборки, как я успел заметить при изучении программы, я раньше видел только фильм "Балерина и зеркало", его показывали в рамках "Московской премьеры" еще в начале сентября. Остальное - новинки. Хотя не все они заслуживают большого внимания.
Из пропущенного особенно жалко новой работы Ивана Максимова "Приливы туда-сюда" и многообещающей вещи "Свободный человек. Лев Толстой" Михаила Лесового.
Мультяшный клип Сергея Меринова "Шла Саша по шоссе" на песню "Несчастного случая" - просто забавный, не больше и не меньше. Белорусские "Бумажные узоры" Михаила Тумели - старомодная сказочка с патриотическим (причем местечковым, лукашенковским) душком. Из увиденного особенно неприятное впечатление произвели "Страницы страха" - выполненная в технике т.н. "экспериментальной анимации" (работа с порезанными на куски фотографиями и т.п.) "Страницы страха" вгиковки Дианы Великовской, беззастенчиво спекулирующей на теме второй мировой войны, концлагерей, детского наива и всего, на чем так просто, слишком просто наживаться сегодня тем, кто не в состоянии предложить чего-то по-настоящему интересного. Спорное произведение - "Девочка, которая порезала пальчик" Эдуарда Беляева, занятная, но невнятная эксимосская сказочка в духе приказавшей долго жить "Горы самоцветов", озвученная за кадром Николаем Дроздовым в свойственной ему манере.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments