Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Приключения лисички-плутовки" Л.Яначека, Парижская опера, реж. Джон Кент, запись 2008 г.

В Мариинском театре "Женщину без тени" Рихарда Штрауса ставил Джонатан Кент, но, вероятно, это другой какой-то Кент, хотя не знаю. И между постановками есть кое-что общее, начиная с материала (авторы - современники, сюжеты - сказочные) и заканчивая режиссерским решением (соединение наивно-фантастического плана с бытовым) - но ведь в современной оперной режиссуре столько штампов, общих и кочующих из одного проекта в другой. В парижской "Лисичке-плутовке" сквозь поле подсолнухов пролегают железнодорожные пути, то есть технологическое и урбанистическое начало вторгается в природное, а между тем люди существуют и взаимодействуют в спектакле наравне со всякой живностью, от оленей до комаров. Режиссер не переводит сказку про зверюшек и людей в метафоры иного плана, хотя, например, очень легко представить, что лисичка Быстроушка - бродячая шлюшка, которую герой притащил домой назло жене (рыжеволосая героиня в исполнении Елены Цаллаговой весьма сексапильна) Так что общий антураж скорее напоминает детский утренник, только в самой элитной и богатой начальной школе. Что-то похожее изображали в свое время у Константина Райкина в "Шантеклере" по пьесе Ростана, но там это выглядело совсем аляповато, в Парижской опере - более стильно, однако все равно чересчур плоско.

Для зооморфных образов придумано много интересных мелочей, вроде сумки с колючками у ежика (очень стильно смотрится, кстати), развертывающейся детской игрушечной трубочки вместо языка лягушки, вымени в руках у дойной коровы, пятнистого костюма и галстука в сочетании с рогами на голове для оленя, шприцев на вооружении у комариков и т.п. Но либретто, основанное на комиксах и написанное по их мотивам самим композитором, довольно нескладное. Хотя в первом действии лисичка Быстроушка, подобранная лесничим, очень смешно призывает кур бороться с петушиным игом за свободу. справедливость и равенство, а потом душит доверчивых несушек. Но в третьем лисичку, уже обремененную выводком, подстреливает браконьер, которого ей поначалу удается заманить в капкан. А дальше я не совсем понял, что по замыслу режиссера происходит, но похоже, у лесничего крыша едет, он достает из под заснеженного рельсового полотна свежие грибы и бродит по сугробам в венке из цветочков. Музыка приятная, милая, но если Титель назвал "Енуфу" Яначека "родной сестрой" Леди Макбет" Шостаковича, то "Лисичка" - двоюродная тетя "Любви к трем апельсинам" Прокофьева. В партитуре много занятных игровых моментов, она даже довольно мелодичная в целом, но простовата по-детски, так что если дирижер Деннис Дэйвис Рассел со своей задачей справился, то режиссера можно упрекнуть скорее в том, что он попытался отчасти усложнить себе, партнерам и зрителям задачу и отступить от младенческой незамутненности первоисточника, нежели в том, что в основном все-таки следовал его духу и букве, то бишь ноте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments