Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

ускользающая крысота: "Бьютифул" реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту в "35 мм"

При всем стойком предубеждении против Иньярриту не могу не отметить, что "Бьютифул", несомненно, лучшая на сегодняшний момент его картина, самая зрелая, в которой он старательно и почти всегда успешно избегает оплошностей, которые допускал в предыдущих: избыточных и никчемных формалистских изысков, как в "21 граммах", пошлых идеологических спекуляций на модных в интеллигентской среде штампах, как в "Вавилоне", и даже лобовой сентиментальности, как в ранней "Суке-любви". Хотя сюжет, а точнее, сюжеты "Бьютифула" тоже, в общем, достаточно сентиментальны: главный герой Уксбаль умирает от рака, его жена-шалава спит с его родным братом, на кого оставить двоих детей непонятно, а кругом боль, нищета и нелегальные иммигранты, которым хочется помочь, а выходит только хуже - негра-наркоторговца депортируют, и Уксбаль старается выручить хотя бы его жену с новорожденным, рабочие-китайцы погибают, отравившись газом от дешевых обогревателей, которые герой закупил для их подвала и т.д. Плюс пара китайских геев, один из которых женат и обременен семьей - семью, когда трупы китайцев всплывают, тоже высылают, а в результате один из геев другого зарезал, насколько я понял, хотя вот этот момент, признаться, мне показался не вполне ясным.

Толковать о бедах иммигрантов, по-моему, уже просто неприлично, хотя это модно и хорошо котируется у прогрессивной общественности, но в "Бьютифул" Иньярриту впервые - не просто ловкий конъюнктурщик, но и очевидно мастеровитый режиссер, да я бы даже сказал - талантливый. Не говоря уже о Хавьере Бардеме. Кстати, от его героя идут сюжетные нити не только в настоящее, но и в прошлое - тут тоже не обходится без спекуляций: отец Уксбаля покинул франкистскую Испанию, когда мать была беременна, и через два месяца умер в Мексике от болезни, а вскоре умерла и мать, оставив мальчика сиротой, оттого для него так важна семья, но и в семье от не находит радости. В мире вообще мало радости, много страдания, боли, смертей, и не все зависит от человека, но что-то немногое все-таки зависит - таким образом режиссер и умирающему герою оставляет шанс что-то осознать напоследок. То есть "Бьютифул", при всех заморочках, свойственных сегодняшнему интеллигентско-фестивальному кинематографу, в основе своей - классическое гуманистическое кино, одновременно и конъюнктурное, и в хорошем смысле старомодное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments