Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Крип" реж. Кристофер Смит, 2004

Досрочно освободившиеся из тюрьмы ассенизаторы обнаруживают в канализации лондонской подземки неведомые доселе ходы, а там на них нападает полуголый и только отчасти человекообразный маньяк с ножом. Следующей жертвой маньяка становится девушка Кейт, которую играет Франка Потенте, возвращавшаяся с вечеринки, но опоздавшая на последний поезд метро и оказавшаяся запертой на станции. Правда, сначала на нее нападает не маньяк, а ее дружок, он запрыгивает вслед за ней в неуправляемый поезд, машинист которого уже зарезан, и пытается Кейт изнасиловать - но появляется монстр и насильнику приходится плохо. Девушке от этого, однако, не легче. В поисках спасения она забредает в логово парочки бомжей Андрея и Манди, живущих тут же, при станции - Манди она незадолго до того дала около билетной кассы двадцать фунтов за проходку. Появляется маньяк и девушку убивает, пока парень с собакой пытается за отдельную плату сопроводить Кейт к ночному дежурному по станции, тоже уже, конечно, маньяком убитому. Потеряв последнего спутника, Кейт оказывается вместе с одним из ассенизаторов, пока еще живым, в клетке маньяка, почти до верхней решетки погруженной в воду канализации. Оттуда они бегут дальше, и вскоре чернокожего ассенизатора маньяку удается прикончить. А девушка продолжает бежать, и создается впечатление, что бегает она весь фильм кругами около все одной и той же станционной платформы. Беги, Франка, беги.

В пересказе сюжет может показаться плоским, схематичным, но по-своему, по меркам жанра, в котором он развивается, логичным, не в пример новорусскому жанровому аналогу с использованием сходных мотивов - "Путевому обходчику". На деле в сравнении с "Крипом" даже "Путевой обходчик" - произведение уровня "Канала" Вайды как минимум. "Крип", смысл названия, кстати, он меня тоже ускользнул (вроде бы это слово означает смертный ужас, а может, и Джиперс Криперс - оттуда же?) - нагромождение такого бреда, что эффект возникает неожиданный: становится по-настоящему страшно. Когда хоть что-нибудь понятно, когда сходятся концы с концами - бояться нечего. Но феерическая галиматья, не поддающаяся никакому разумному истолкованию, пугает не на шутку. В обители маньяка, например, спасающиеся находят фотографию мужчины средних лет в белом халате с наголо обритым и явно нездоровым мальчиком, и мальчик, по всей видимости - будущий монстр с ножом, а вот кто такой дядька в халате - его отец, воспитатель, или, наоборот, мучитель, а мальчик был одним из его подопытных, только остальные оказались в банках с формалином, а этот выжил, от опеки избавился и отправился по примеру своего патрона мстить случайным посетителям ночного метро, где нет ни души, но то и дело почему-то проносятся составы без машинистов, и где такая безнадега, что единственный свет в конце тоннеля - от приближающегося поезда.

Тем не менее неизбывный страх городского жителя перед метро (я не верю соцопросам, но согласно им метрополитен - номер один в списке опасностей) в фильме реконструирован весьма доходчиво. Финал же картины поистине поэтичен - Кейт удается выбрести на ту же платформу, с которой она начала свой путь страхов и страданий, девушка в изнеможении садится на пол и прислоняется к стене, при ней - собачка погибших бомжей, единственное, не считая самой Кейт, уцелевшее в этом аттракционе существо, и вот, по всей видимости, наступает час открытия станции и на перрон один за другим выходят люди в одинаковых офисных костюмах, они кидают Кейт монетки, принимая ее за бездомную, постоянную обитательницу подземки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments