Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Мацуев играет Рахманинова

Слушал телеверсию "Рапсодии на темы Паганини" в исполнении Мацуева и думал: как интересно, ведь эту музыку только так и можно играть, по-мацуевски - с кабацкой удалью, грубо, тупо, без полутонов. На то, что Мацуев играл с НФОРом и дирижировал сам Спиваков надо, правда, делать отдельную скидку, с настоящим дирижером, наверное, было бы по другому, но при этом раскладе Рахманинов звучит как третьесортный тапер - то есть адекватно и аутентично. Попытки открыть, отыскать в его музыке что-то изящное, утонченное, тем более осмысленное - дело пустое, а вот Мацуев знай себе лупит по клавишам, без ума от собственной прыти, и даже если не всегда попадает в те, которые прописаны в партитуре, все-таки с наибольшей точностью выражает композиторский замысел. Сочинения Рахманинова, все его симфонии, все концерты, и другие произведения для фортепиано с оркестром крупной формы - такая музыкальная лысенковщина, рафинированное шарлатанство, до того бесстыдное, что в этом своем бесстыдстве по-своему прекрасное. Для Рахманинова как ни для кого другого эмиграция стала роковой ошибкой - слава, в основном исполнительская, которую он обрел в цивилизованном мире, просто ничто в сравнении со статусом, который он, вне всяких сомнений, имел бы в СССР 1930-40-х годов, и ему последнему грозили бы обвинения в формализме - ничье творчество не соответствовало в столь полной мере музыкальному сталинско-ждановскому эталону, как рахманиновское. Триумф Мацуева внутри подконтрольного официозу современного русскоязычного пространства, и именно с произведениями Рахманинова прежде всего, а также Чайковского - характерный показатель не столько даже умению Мацуева правильно выбирать покровителей и хорошо пристраиваться к кормушке, сколько его соответствию ожиданиям аудитории, продолжающей подходить и собственно к музыке, и к ее исполнению, с позиций сталинско-советских, которые теперь вновь культивируются как единственно правильные, возвышенные и "духовные". Еще Незнайка из сказки Николая Носова говорил: "Хороший инструмент, громко играет".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments