Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Король говорит" реж. Том Хупер

В очередной раз констатирую болезненное внимание сегодняшнего британского кинематографа к политической ситуации второй половины 1930-х годов. Конечно, "Король говорит" - это в первую очередь добротный и нескучный рассказ о том, как с помощью логопеда-самоучки, актера-неудачника из Австралии, выступающего скорее в функции психоаналитика, будущий король Англии Георг Шестой сумел избавиться от заикания, вызванного неуверенностью в себе и обидами, перенесенными в детстве от отца и старшего брата. Но разворачивается она не в камерной обстановке дворцовых зал и докторского кабинета, а в контексте событий, предшествующих Второй мировой войне, и кульминацией становится речь Георга, блестяще произнесенная в прямом радиоэфире в первые дни сражений, в фильме воспроизводящаяся почему-то под музыку Седмой симфонии Бетховена.

Георг, он же Берти, как ласково и непринужденно называет его персональный логопед, становится королем после отречения брата Эдуарда ради женитьбы на дважды разведенной неродовитой американке Уоллес Симпсон, и в отличие от Эдуарда, занимает по Германии позицию, близкую к Черчиллю, в то время как Эдуард не просто находится под влиянием Болдуэна и Чемберлена, но и мягко сочувствует Гитлеру, а его сожительница в фильме выведена чуть ли не агентом Риббентропа. Это очень интересный момент, поскольку история Эдуарда и миссис Симпсон обычно преподносится как подвиг во имя настоящий любви - что, вероятно, в целом справедливо, и если уж на то пошло, отказаться ради женщины от трона намного труднее, чем ради трона вылечиться от заикания. Проблема вот в чем: Эдуард и миссис Симпсон, если бы последняя все-таки смогла стать пусть не полноценной королевой, но чем-то наподобие, гораздо раньше, чем тот же Черчилль, поняли, что как бы отвратителен ни был нацизм, намного важнее остановить, любой ценой, стоящие на пороге Европы орды русских убийц, не отдать им пол-континента на растерзание, как это было сделано впоследствии. То, что сегодня, в современном фильме тема решена без понимания и даже без внимания к этому вопросу, а миссис Симпсон представлена несимпатичной пафосной стервой, свидетельствует о полной слепоте авторов картины и потенциальной аудитории, на которую они рассчитывают.

С другой стороны, сам мотив красноречия в рамках имиджа современного монарха приобретает гротескные масштабы. Если воспринимать короля как помазанника Божия, то совершенно неважно, как он говорит, да будь он хоть глухонемой - в конце концов, ему не надо, как публичному демагогу, убалтывать толпу, власть он получает по наследству. Если же король - лишь представительская функция, а так и есть, сам герой фильма жалуется, что должен произносить речи, но при этом лишен права собирать налоги, объявлять войну, формировать правительство и т.д., тогда какое значение имеет его речь, он - всего лишь пустомеля, ничем не лучше выборных клоунов, получающих со своими подельниками доступ к казне по результатам ритуального избирательного фарса.

Король говорит - и это все, что он может, все, на что он годен. А между прочим, сей златоуст - папенька антикварной куклы, поныне занимающий декоративный британский престол, едва ли не самой нелепой, но остающейся самой "брендованной" среди нынешних опереточных монархий, и маленькая Элизабет вместе с сестрой Маргарет постоянно мелькают в кадре, добавляя образу героя "общечеловеческого" веса. То есть из мелкого, незначащего дела в фильме Хупера раздувается событие всемирно-исторического значения, преодоление заикание Георга подается не просто как победа частного человека над собственными страхами и комплексами, но как победа национальная и политическая - что лично меня не слишком убеждает.

Не разделяю я и восторженного отношения к Колину Ферту - он хороший профессионал среди других профессионалов, но то, как он поднялся в статусе за последние несколько лет, кажется мне ни с чем не сообразным явлением. Джефри Раш-доктор Лог в дуэте с ним выигрывает и в целом, и в каждом конкретном эпизоде. Королева Хелены Бонем-Картер выглядит несколько бесцветной в сравнении с другими образами этой актрисы. Черчилль у Тимоти Сполла вышел чуть ли не сказочным персонажем. Великолепен Гай Пирс в роли Эдуарда - но снисходительно-презрительное отношение создателей картины к этому герою не позволяет ему раскрыться в полном блеске.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments