Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Лето 42-го" реж. Роберт Маллиган, 1971

Сейчас, может быть, и нет, но лет пятнадцать назад я бы назвал Маллигана в числе любимых своих режиссеров - сразу после того, как посмотрел его последний, 1991 года фильм - "Человек на Луне", где сыграла малолетняя Риз Уизерспун, которую я тогда, конечно, знать не знал. Самый известный фильм Маллигана - "Убить пересмешника", и даже на основе сомнительной книги Харпер Ли режиссер вместе с исполнителем главной роли сумели сделать довольно приличный фильм, но Маллиган в любом случае симпатичен мне не им, а "Человеком на Луне" и "Летом 42-го". Они во многом перекликаются, только в более раннем речь идет о мальчиках-подростках, в позднем - о девочках-подростках.

"Лето 42-го" - немудреная история про трех друзей с характерным для такого рода кино и до сих пор раскладом: хрупкий романтик, циничный увалень и задрот (с той разницей, что - "Убить пересмешника", увы, неактуален - что сегодня в троице непременно должен присутствовать негритенок, а во времена Маллигана достаточно было и еврея, впоследствии же еврей занял место хрупкого романтика, а свое уступил черному или азиату). Подростки, как и полагается настоящим подросткам, а не вымученным реинкарнациям Холдена Колфилда, чьи головы взрослые дяди и тети набивают всякой идейной фигней, озабочены исключительно сексом, конкретнее - потерей девственности. На остров, где персонажи проводят лето, приезжает красивая молодая женщина (Дженифер О'Нил), которая приковывает внимание одного из троицы - естественно, самого романтичного (Гэри Граймс). В день, то есть в ночь, когда она узнала о гибели мужа, они с мальчиком становятся любовниками, после чего она уезжает.

Дура Цыплакова, которую в память о "Школьном вальсе" позвал в студию обсудить фильм Разлогов, чему, похоже, и сам был не рад, нагородила кучу невероятной чепухи, но одно заметила точно - по советским понятиям кино совершенно неприемлемое. Причем, как мне кажется, не столько даже из-за связи взрослой тетеньки с малолеткой, хотя и это тоже, но главное - русские дикари просто не поняли бы, как едва овдовевшая "солдатка" могла в тот же вечер переспать с подвернувшимся подростком. В остальном кино настолько невинное, что эта его целомудренность как ничто другое вызывает изумление. К 1971 году даже уродский совпрокат худо-бедно переварил "А если это любовь?" Райзмана и оказался почти готов к тому же "Школьному вальсу", а уж в Америке и Европе за 60-е было столько всего снято, спето, написано и просто сделано, что "Лето 42-го", да еще отнесенное в прошлое, на тридцать лет назад, уже для своего времени было ретро-мелодрамой. Как и "Человек на Луне" двадцать лет спустя, в начале 90-х. В "Человеке на Луне" юные героини учатся целоваться на помидорах. В "Лете 42-го" есть развернутая и совершенно уморительная сцена, где главный герой приходит покупать презервативы, не имея даже теоретического понятия, что они из себя представляют.

Маллиган как будто сознательно отказывается от признанных завоеваний жанра и делает два шага назад. В то время как в искусстве ценится все революционное, он действует скорее как контр-революционер, и соответственно, рискует больше: любая революционная попытка, пуская самая неудачная, в обязательном порядке требует к себе уважения, тогда как контрреволюция может рассчитывать на признание в лучшем случае если приводит к видимому успеху. От Годара до Джармена, не говоря уже про сегодняшних "экспериментаторов", любому новатору достаточно было вывернуть нечто привычное наизнанку, чтобы прославиться. В то же время поборники "традиций" и "истинных ценностей" спекулируют на штампах с бесстыдством еще большим, чем "новаторы" - на своих "открытиях", те и другие - с общими целями. Имен настоящих "контрреволюционеров" история вообще и история искусств в особенности практически не сохраняет. Исключения единичны: крупнейшим "контрреволюционером" в мировом кино был, наверное, Кшиштоф Кесьлевский, в русскоязычном - Петр Ефимович Тодоровский. Маллиган, конечно, не самая крупная фигура, и вспоминают о нем нечасто - при том что, к примеру, один из самых выдающихся "революционеров" ("настоящих") от кино, Бунюэль, который и к собственному-то творчеству относился без особого пиетета, почему-то о Маллигане отзывался с одобрением.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments