Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

три высокие женщины: "Враги. История любви" по И.Б.Зингеру в "Современнике", реж. Евгений Арье

Арье - режиссер сугубо советский, и то, что живет он в Израиле, а формальные приемы заимствует из новейшего европейского театра, в большей степени немецкого, внешний антураж не должен обманывать: "Враги" - спектакль, который был бы "современным" в перестроечные 80-е, когда еще был относительно "современным" и "Современник". Артисты тоже работают, как говаривали прежде, "на сливочном масле", то есть в эстетике, идущей даже не от раннего "Современника", а еще от МХАТа 50-х годов. Причем надо отдать им всем должное, особенно трем главным исполнительницам, трем женам главного героя: если Сергей Юшкевич в этой роли, как это с ним часто бывает, наигрывает даже по современниковским стандартам через край, то Симонова, Бабенко и Хаматова вполне точно соответствуют ожиданиям - другое дело, что они при этом категорически не вписываются в декорацию-трансформер из пола-решетки и задника-экрана, панелей и платформ на рельсах, писсуаров и ванной, предназначенной для погружения голого мужского тела (элементы для продвинутого спектакля обязательные!), а также видеофайлов с крупными планами персонажей и отдельными предметами быта, внедренными в искусно подсвеченную геометрическую абстракцию.

Герман, потерявший в Европе жену, живет в Америке с полькой Ядвигой, три года спасавшей его от нацистов. У него есть любовница-еврейка Маша, страстная, но замужняя. Неожиданно "воскресает" первая жена Тамара, которую расстреливали вместе с детьми, но она, в отличие от их с Германом детей, выжила, посидела потом еще и в сталинских лагерях, но все-таки сумела добраться до США и разыскать своего мужа, которого нашла женатым на их бывшей служанке. Основной сюжетный мотив у Зингера - желание убежать и спрятаться, которое не оставляет главного героя ни на минуту. Он свободен - и проклинает Бога за свою свободу, потому что не способен самостоятельно принимать решения, не чувствуя себя в безопасности. Арье по-своему честно старается уходить от спекуляций на теме Холокоста, но пересказывает сюжет Зингера как гибрид мелодрамы с фарсом, "юмор висельника", свойственный персонажам, звучит вульгарными "еврейскими анекдотами", мелодраматизм же зашкаливает за всякие рамки вкуса. Обиднее всего за женщину-польку, которая здесь, в общем-то, самый трогательный персонаж: в еврейском окружении она - гойка, шикса, то есть находится в том же положении, что и евреи в Европе, ну разве что не в нацистской, а в до-нацистской - представители еще не преследуемого, но всеми презираемого меньшинства, и в силу этого тоже, но прежде всего из любви к мужу и хозяину, она старается быть большей и лучшей еврейкой, чем сами евреи, после Холокоста разочаровавшиеся и в своем еврействе, и в своем Боге. Но в спектакле именно Ядвига - фигура самая фарсовая, с ее карикатурной речью и пластикой, а Бабенко очень точно такое режиссерское решение преподносит. Симоновой-Тамаре и Хаматовой-Маше, по крайней мере, досталось больше красок. При том что эти три женщины - не просто три жены. Герман в финале говорит о том, что прошлое присутствует в настоящем. Герой, как и все его окружение, действительно оказались в своего рода временной "воронке", где разные времена наложились друг на друга, и в результате такого историко-хронологического (и, как следствие, экзистенциального) коллапса женщины из прошлого (Тамара), настоящего (Ядвига) и будущего (Маша) сошлись в одной точке. Использование приемов откровенно водевильных здесь тоже неслучайно - оно работает на специфическую организацию времени в повествовании. Арье это, кстати, до некоторой степени чувствует - но, кажется, такие вещи он считает не самыми важными.

Впрочем, спектакль можно считать не просто удачей для "Современника", поскольку он на фоне всего, что выходило на этой сцене за последние годы (Туминас не в счет) выглядит вполне презентабельно, но и точным попаданием в его целевую аудиторию. Фарсово-мелодраматический контент по заслугам оценят любители бульварного театра с участием звезд, ну а представители свободомыслящей общественности не пройдут мимо очередного памфлета о том, как машина уничтожения перемалывает судьбы даже тех, кому удается в ней физически выжить. Значительную часть потенциальных зрителей спектакля составляют наезжающие из Мюнхена или Ганновера евреи, пристрастно надзирающие за состоянием русской духовности, которые по старой памяти обязательно отправляются в "Современник" - "Враги" им обязательно придутся по душе, это "Горе от ума" Туминаса для них как оскорбление (всякий патриот знает, что литовцы ненавидят Россию, а никто не любит Россию так пламенно, как мюнхенские евреи), зато "Враги" - то, что доктор прописал.

Кроме того, правозащитная элита может с удовлетворением обнаружить в трехчасовом представлении пару мест, где отождествляются или по крайней мере ставятся в один ряд Сталин и Гитлер, гестапо и НКВД (Тамара говорит: "НКВД оказалось не лучше гестапо, там даже необязательно быть евреем, чтобы тебя сгноили в лагере"). Формалистские придирки, стало быть, неуместны, ну и побоку формализм. Есть, правда, в спектакле моменты, способные и их покоробить - уж если зрителям этого сорта босые ноги на сцене поперек горла, то надо думать, голая жопа Сергея Юшкевича и Александр Раппопорт в роли раввина, имитирующий (не совсем понятно, зачем - просто так в современном театре полагается) процесс мочеиспускания, вряд ли вызовут у них восторг - но отдавая дань памяти жертвам Холокоста и всех кровавых тоталитарных режимов, свободомыслящая общественность сумеет поступиться своим утонченным вкусом, закроет глаза и на жопу, и на писсуары.

P.S. В который раз обидно за Евгения Павлова - что он делает среди этого паноптикума? Актер потрясающих возможностей, раскрывшихся пока только в "Горе от ума" Туминаса, в спектакле Арье он опять играет в буквальном смысле "кушать подано" - официанта с парой малозначительных реплик. Так ведь и пробегает до старости с подносом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments