Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Прокофьев forever

Как все удачно совпало поначалу: 23 декабря Гергиев должен был сыграть с некой звездой китайского происхождения 2-й фортепианный концерт Прокофьева, а 28-го Гаврилюк с Горенштейном - 3-й. Но китаянка в последний момент отпала и ее заменили Мацуевым с 3-м концертом Рахманинова - хорошо что я узнал об этом за несколько часов и пошел в другое место, обидно было бы потерять вечер. У меня много Прокофьева на МР3-диске, и накануне концерта Горенштейна я до утра слушал записи 3-го, 2-го и снова 3-го концертов - и жалел, что 2-й так и не сыграли в КЗЧ, он не то что лучше 3-го, но насыщеннее по музыкальной драматургии. Но и в 3-м есть все, что отличает Прокофьева от всех других, в том числе великих композиторов. В 3-м концерте он сталкивает песенно-плясовую стихию с жесткими маршевыми ритмами, природное начало с урбанистическим, неоромантическое мышление с конструктивистским, но не пытается привести конфликты к благостной гармонии или, наоборот, обозначить противоречия как трагическое и неразрешимое (подобно Шостаковичу), но высекает из этого столкновения разнополярных элементов искру - и высвобождается такая энергия мысли, которую ощущаешь не только умозрительно, но и физиологически, всем телом. Прокофьев - самый "энергетичный" композитор, он питает энергией (Шостакович, наоборот, энергию забирает). Слушая Прокофьева, я испытываю ощущение счастья - собственно, его музыка - единственное, от чего я испытываю что-то подобное.

Горенштейн с ГАСО соединил в одной программе Прокофьева и Шостаковича, что, с одной стороны, логично, с другой - слишком предсказуемо, Прокофьев и Шостакович, на мой взгляд, несовместимые явления, часто предлагаются в паре, как Пушкин-Лермонтов или Толстой-Достоевский. Впрочем, из симфоний зрелого Шостаковича 10-я - пожалуй, лучшая, а у Горенштейна она прозвучала на удивление хорошо. Гаврилюку же в сольной партии 2-го концерта, особенно в первой части, не хватило легкости. Конечно, точность и техника еще важнее - это Рахманинова можно лупить по соседним клавишам, главное - чтоб со всей дури, и тогда сам черт не разберет, а у Прокофьева каждая нота на своем месте, только этих нот - очень много, какой-нибудь "меломан" былых времен мог бы, наверное, сказать - "слишком много", на что можно возразить так же, как возразил Моцарт: "ровно столько, сколько нужно". Но вместе с тем играть Прокофьева есть смысл только с той же легкостью, как и дышать - а Гаврилюку первая часть далась с некоторой натугой (сразу вспомнил, как весной Холоденко играл 1-й концерт Прокофьева с Джулианом Галантом - вот это было безупречно), а в целом - все равно хорошо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments