Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

1+1=1

В "Культе кино" с наслаждением пересматривал "Ностальгию" Тарковского - ржал и катался от смеха по кровати, наблюдая за хождением по водам со свечкой в руке, приношение хлеба и вина, блужданием одиноких фигур в тумане по пересеченной местности, болтовней про конец света, а уж когда дело дошло до самосожжения под Девятую симфонию Бетховена - передать не могу, что со мной сделалось. А я ведь когда-то по недомыслию тоже всматривался в такое кино всерьез, даже записывал его, возвращался заново, пытаясь углядеть в этом нагромождении однообразной претенциозной галиматьи "духовные" бездны! - над чем теперь можно отдельно посмеяться. Какая же бесстыдо-пошлая и примитивная спекуляция на религиозной символики, какая плоская, дешевая манерность изображения!

Впрочем, в отличие от "Иванова детства", которое для меня стояло в ряду самых жутких, отталкивающих явлений мировой культуры вместе с Девятой симфонией Бетховена и "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, "Зеркало"-"Солярис"-"Сталкер"-"Ностальгия"-"Жертвоприношение" (по сути это один длинный фильм или, точнее, сериал, механистическое перебирание одних и те же паззлов) отвращения не вызывают - разве что усмешку. И кстати говоря, не согласился бы с Мариной Тарковской, которая в студии Разлогова процитировала Тонино Гуэрру, мол, "фильм местами скучный - но это признак шедевра", причем не согласился бы не в той части, что "скука - признак шедевра" (хотя, по-моему, "Заводной апельсин", "Фанни и Александр" или "Контракт рисовальщика" не дают скучать ни минуты - ну, должно быть, они и не шедевры), но в том, что "Ностальгия" - скучная, пускай местами. По-моему, ни капельки ни скучная - наоборот, смотришь, особенно если не в первый раз, и диву даешься: ну надо же, какую хрень провозглашают великим свершением, во дает Тарковский, как лихо всех задурил на столько лет вперед!

Ведь ладно бы на фоне позднезастойной продукции студии им. А.Довженко тарковские "духовидческие" блуждания впотьмах воспринимались бы как откровение, а интеллигентские притчи про то, что одна капля плюс одна капля - это будет одна большая капля, выражали самые тайные чаяния просвещенной публики, при том что формула, для большей доходчивости в "Ностальгии" еще и нарисованная на стене в обители персонажа Эрланда Йозефсона, заимствована Тарковским и Гуэррой из "Красной пустыни" Антониони, еще одного "гения", только итальянского, где Гуэрра также был соавтором, и Марина Тарковская с умилением подчеркивала этот момент: мол, брат приветы передает. Но ведь и сегодня когда речь заходит о "великом советском кино", вспоминают из "доисторической" эры - Эйзенштейна и радикалов-документалистов, а из второй половины века - Тарковского в первую очередь. Ни разу не слышал, чтобы в проповедях на тему "у нас было великое советское кино" кто-нибудь говорил про Абрама Роома с его фантастическим и до сих пор не разгаданным "Строгим юношей", помимо других его, менее сложных, но тоже по-своему замечательных картин; про Юлия Райзмана, не повторявшего себя ни в одной из работ на протяжении более чем пяти десятилетий; про уникального, ни на кого в мире не похожего, гениального без всяких оговорок Илью Авербаха; да хотя бы про Петра Тодоровского с Глебом Панфиловым, чьи лучшие фильмы - настоящая классика мирового кино, даже если "мировое кино" об этом не знает, потому то у Тарковского пиар лучше. Неудивительно, что если так долго и тупо твердить о Тарковском - то и окажется, что Тарковский - лучшее, что в русскоязычном кино советского периода случилось. А после него, само собой, подоспели подтарковщики, эстетические "душеприказчики", первый среди них - Сокуров, конечно, новопровозглашенный голый король.

Противно другое: я так увлекся "Ностальгией", а потом еще и телефонным разговором, что совсем не обратил внимание на то, что в сетке вещания Первого канала неприметно стоит без всяких аннотаций фильм "Останься со мной". Когда до меня дошло, что это экранизация новеллы Стивена Кинга режиссера Роба Райана, подростковая драма с участием 16-летнего Ривера Феникса, от фильма оставалось 10 минут. С расстройства я переключился на канал "Звезда" и стал смотреть советский военно-фантастическо-шпионский боевик "Эксперимент доктора Абста" про нацистов, использующих зомбированных торпедоносцев-самоубийц - по роману Насибова, который я читал в детстве, когда лежал в больнице после очередной операции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments