Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Щелкунчик и крысиный король", реж. Андрей Кончаловский

Слыхал я, будто Кончаловский заявил: "будь у меня побольше денег, я бы их потратил на то, чтобы изменить ментальность русского человека". Однако 90 миллионов долларов, значительную часть которых он получил от Внешэкономбанка, ему хватило только на бездарный, уродливый и отталкивающе-безобразный фильм, от которого глаза вылезают на лоб, а если в русском дублированном варианте смотреть, еще и уши вянут.

Некоторое время назад Кончаловский устраивал "публичное прослушивание" мюзикла Эдуарда Артемьева на стихи Юрия Ряшенцева "Преступление и наказание", там по этому поводу всех, начиная с тогдашнего министра культуры Соколова и заканчивая мной, многогрешным, хорошо кормили, но в связи с "Щелкунчиком" вспоминается другое обстоятельство, а именно - на прослушивание привозили Тима Райса, соавтора Эндрю-Ллойд Уэббера по "Иисусу Христу-Суперстару", с прицелом на то, что он должен создать англоязычную версию "Преступления..." для предполагаемой постановки в Лондоне. Как говорила героиня Нонны Мордюковой - "я на знаю, как у них там в Лондоне, я не была...", но в титрах "Щелкунчика и Крысиного короля" Тим Райс указан в качестве автора текстов для музыкальных номеров, а автором оригинальной музыки и "музредактором" использованного Чайковского, соответственно, Эдуард Артемьев. Однако в дублированной версии песни, точнее, вирши, положенные на мелодии балета "Щелкунчик" и, если брать финальный хор, первого фортепианного концерта Чайковского, звучат в переводе на русский, если это только перевод, потому что с трудом зарифмованные без оглядки на грамматику и орфоэпию строчки вызывают такой культурный шок, по сравнению с которым и сюжет фильма, и картинка, и все остальное уже отходит на второй план.

Впрочем, когда после встречи на городской площади с доктором Фрейдом косматый дядя Альберт приходит на Рождество к Марии и Максу и начинает картаво, как карикатурный одесский еврей, популяризировать им теорию относительности, для пущей наглядности приводя формулу Е=mc2, тоже впору испугаться. Равно как и от вида Щелкунчика, больше смахивающего на Пиноккио, только безносого. Главную героиню, кстати, играет Эль Фаннинг, и хотя достоинства юной актрисы я бы преувеличивать не стал, девочка, которая сейчас на виду и на слуху, похоже, вляпалась по полной программе. Вместе с дядей Альбертом , поминая время от времени и доктора Фрейда (наверное, это их семейный врач - да и немудрено при таких обстоятельствах) дети вступают в бой с полчищем крыс в псевдо-нацистской форме во главе с крысиным королем и его мамой-инвалидом, озвученными по-русски, соответственно, Филиппом Киркоровым и Аллой Пугачевой. Работа Киркорова, кроме шуток - единственное, что в этой похабщине заслуживает хоть сколько-нибудь доброго слова, его персонаж получился не столько страшным, сколько смешным, жалким, но и по-своему обаятельным, в отличие от дяди Альберта с его формулами, которые он сам же и опровергает, утверждая, что все относительно, кроме любви. Само собой, играет в фильме и Юлия Высоцкая - в "реальном" плане условно-фантастической межвоенной Австрии - маму-певицу, в "фантастическом" плане сказочного мира - Снежную Фею, чья функция в фильме, впрочем, так или иначе непонятна, если не учитывать, кем актриса доводится режиссеру.

В этой дикой и беспардонной, при полном отсутствии художественного вкуса, мешанине из сказки и истории, Гофмана и Тима Райса вкупе с автором русского текста, чьего имени в титрах я, к сожалению, не заметил, психоанализа и теории относительности, костюмов Рустама Хамдамова и мелодий Чайковского, которого ныне пользуют ну просто все кому ни лень (как не вспомнить "Гадкого утенка" Бардина, но Юлий Ким, по крайней мере, расставлял слова так, чтобы ударения в них соответствовали ритмическому рисунку музыкальных тем "Лебединого озера"), выпущенной, кстати, под вывеской, заслуживающей отдельного внимания - картина начинается с титров "Россия представляет совместное производство Великобритании и Венгрии" (имеется, вероятно, в виду, что Россия представляет деньги вкладчиков Внешэкономбанка, Кончаловского с Высоцкой и Чайковского с Артемьевым, а все остальное - Великобритания и Венгрия) главное, несомненно - личность режиссера. Не претендуя, в отличие от брата, на статус главного светоча русской духовности и занимая в пантеоне культурных столпов скорее западный фланг, Кончаловский, пожалуй, превзошел Михалкова в бесстыдстве освоения чужих денег, потому что над "Утомленными солнцем-2" можно хотя бы посмеяться, а "Щелкунчик..." не вызывает ничего, кроме гадливости. Вот если б еще недоделанный Пиноккио в наполеоновской треуголке попросил Эль Фаннинг сиськи показать - тогда другое дело. Зато Михалков не снимал "УС" в формате 3Д - тоже, может, зря.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments