Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Стеклянный зверинец" Т.Уильямса в Другом театре, реж. Гульнара Галавинская

Как и в "Дориане Грее" -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1836949.html?mode=reply

в "Стеклянном зверинце" Гульнара Галавинская соединяет придуманную автором историю с его реальной биографией. В случае с Уильямсом, правда, это и более органично, и более предсказуемо - "Стеклянный зверинец" и построен как драматическая автобиография, правда, автобиография, рассказанная от лица персонажа по имени Том, а не напрямую от автора. Последний раз в Москве "Стеклянный зверинец" ставили шесть лет назад на Маленькой сцене РАМТа - и по-моему, спектакль идет до сих пор:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/215201.html?mode=reply

В постановке Гульнары Галавинской, в отличие от рамтовской версии, акцент сделан на последнюю часть пьесы, на приход к Уингфилдам в гости Джима, которого играет Дмитрий Бозин. В ремарках Уильямса Джим описан как "милый и заурядный молодой человек". Персонаж Бозина - не такой уж "милый" и определенно не "заурядный", наоборот, он является в дом к старой знакомой, которую, впрочем, не узнает, как посланец из иного мира, но без всякой миссии, случайно, по ошибке. Не знаю, сколько в этом решении осознанного режиссерского вклада и сколько - от собственной бозинской природы, но, во всяком случае, именно с появлением Джима действие приобретает осмысленность. Сцены, которые предшествуют ему, я смотрел, если честно, не без скуки, хотя и остальные персонажи решены тоже в значительной степени непривычно. В матери, Аманде, легко увидеть "двойника" Бланш Дюбуа, но героиня Надежды Бычковой куда более вульгарна и порой в своей вульгарности агрессивна. Да и Лаура-Анна Нахапетова сыграна резче, острее, грубее, чем в той же рамтовской постановке. Наименее интересным, довольно плоским мне показался Том - это действительно роль, представляющая и для исполнителя, и для режиссера наибольшую трудность, поскольку в пьесе он выступает и как персонаж, и как рассказчик, требуется или снимать пафос, или поднимать его на какую-то убедительную высоту, тем более что Том озвучивает не только собственные монологи, но и биографические эссе Уильямса - по-моему, пока этого не случилось.

Заглавный символический образ "стеклянного зверинца" тоже вызывает вопросы - это крошечные фигурки на веревочках, перекинутых по обе стороны вертикальной панели из оргстекла. Именно эта панель, а не "зверинец" как таковой, служит в спектакле главной метафорой и предметом игры - она почти постоянно присутствует на авансцене, как бы отгораживая прозрачной "четвертой стеной" актеров от зрителей, а затем, когда Лаура и Джим пытаются танцевать, становится "стеной" непосредственно между ними, и, наконец, целуются они тоже через нее - как в песне: "мы губами прикасаемся к льдинке хрупкого стекла, мы согреть ее стараемся, но не чувствуем тепла" - однако, строго говоря, перед нами все-таки не стекло, а прозрачный пластик.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments