Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Елки"

Сиротка Варя накануне Нового года сболтнула однокашникам по детдому, что ее папа - президент России. Ее, понятно, подняли на смех. Вот если бы президент в новогоднем обращении ее поздравил или хотя бы произнес кодовые слова "на Деда Мороза надейся, а сам не плошай" - тогда Варе поверили бы. Обращение, правда, давно записано, а на Дальнем Востоке уже и прозвучало, но страна большая, девять часов поясов, чтобы перезаписать его специально для Калининграда, надо каким-то образом до президента чаяния Вари донести. Малолетний детдомовский энтузиаст предлагает воспользоваться "теорией шести рукопожатий", согласно которой все в мире люди знакомы друг с другом через шесть человек. Первым в цепочке становится бывший детдомовец, а ныне студент Казанского университета, из своей комнаты в общаге как будто бы с Кубы передающий приветы дочке олигарха в Швейцарию, хотя на самом деле ни в какой эта девочка не в Швейцарии, а на фоне таких же фотообоев, только не с пальмами, а с сугробами, торгует на местном же рынке. Другие звенья - это екатеринбургский "бомбила" Петр, влюбленный в Веру Брежневу и как нежданный подарок получающий ее в качестве пассажирки на заднее сиденье, воришка, отсидевший в тюрьме пять лет и вернувшийся к девушке, и мент, его к этой девушке отпускающий (Артур Смольянинов и Сергей Гармаш), и незадачливые в личной жизни менеджеры неизвестной, но очень крупной и, очевидно, завязанной на какие-то президентские программы компании, персонажи Ивана Урганта, который не может жениться, потому что есть на ком, но не когда, и Марии Порошиной, которая не может выйти замуж, потому что есть когда, но не за кого. Последней приходится особенно тяжко, поскольку ее последняя надежда - записать свое желание на бумажку, сжечь и выпить бокал шампанского с пеплом, пока бьют куранты, в своем часовом поясе она этого сделать не успела как раз потому, что оказалась еще одним звеном в цепочке "рукопожатий", и потащилась в соседний пояс, тормознув пожарную машину, но по ошибке вместо собственного желания съела и выпила чужое направление на рентген, в результате чего свалилась из кабины пожарной машины и слегка покалечилась - впрочем, пожарный-то на что, донес девушку на руках. А тем временем цепочка из шести рукопожатий, обойдя все девять часовых поясов, вернулась в детдом, потому что сотрудник президентской администрации (Виктор Вержбицкий) забыл на столе в МакДональдсе, где баловал себя гамбургерами сторож Юсуф, свой мобильный, и звонок, адресованный в администрацию Президента, настиг сторожа того же самого детдома, где обитает сиротка Варя и ее остроумный дружок. Впрочем, на Варино счастье, у Юсуфа нашелся родственник, состоящий дворником в Кремле и подметающий снег под окнами президентского кабинета.

С цифрами в "Елках" что-то явно не сходится. Как сказал бы один из персонажей Аркадия Райкина, "девять поясов на шесть рукопожатий, девять на шесть, шесть на девять, это будет, это будет... два пишем, три на ум пошло... сумасшедшие деньги!" Про деньги я не знаю, но знаю точно, то интеллигенты-правозащитники создателям этой цепочки рукопожатий, пожалуй, руки не подали бы. Однако это слишком простая арифметика. К тому же надо понимать, что коллектив авторов и режиссеров под руководством Тимура Бекмамбетова решал одновременно две разные и в чем-то противоречающие друг другу задачи: с одной стороны - следовало показать, что любой русской сиротке до президента России - рукой подать, с другой, напомнить, что Россия велика настолько, что кроме нее в мире и нет больше ничего. И что любопытно - Бекмамбетову удалось если не на уровне сюжета, то на уровне идеологии свести концы с концами. Потому что в отличие, скажем, от Н.С.Михалкова (и можно себе представить, чтобы снял Михалков, возьмись он за новогоднюю сказку, у него сироты не то что до президента - до Бога дошли бы, заодно Михалков сам Его и сыграл бы), Бекмамбетов мифологизирует не абстрактные идеи, но конкретное пространство. В "Дозорах", особенно в "Дневном дозоре", он работал с мифологемами Москвы, в "Иронии судьбы..." - уже не только Москвы, но и Петербурга, а в "Елках" масштабы выросли до планетарных, поскольку Россия в проекте представлена как некая самостоятельная планета, где еще можно найти место для Ашхабада, откуда русским поставляют сторожей и дворников, но уже и Куба, и Швейцария - лишь виртуальные фантомы, Россия так велика, что занимает весь глобус. В то же время народ российский исключительно един, и мелкого вора-рецидивиста от президента страны отделяет одно-два рукопожатия каких-нибудь топ-менеджеров.

Конечно, не во всякий день такое проявляется - для этого существуют дни особые, в мифопоэтически категориях они описываются как "маргинальные". Пореченков в "Дне Д" имел в виду, что День Десантника - как раз из таких, но Бекмамбетов подходит иначе, и "Елки" начинаются с того, что всенародных праздника в России два - выигрыш на чемпионате мира по футболу и Новый год, но раз уж Новый год бывает чаще, то о нем и речь. Стало быть, Новый год - и есть настоящий, а не тот, о котором повествует Хотиненко в "1612", День Народного Единства, когда сотрудники кремлевской администрации идут в калининградский "Макдональдс", а корпоративные менеджеры за праздничным столом запивают вино "Арбатское" шампанским "Огни Москвы". В сущности, при всей сказочной условности, в "Елках" нет ничего по-настоящему волшебного. Подумаешь, мент отпускает знакомого вора - обычное дело. Или Вера Брежнева оказывается в Екатеринбурге - я думаю, она еще и не там может оказаться. Бекмамбетов разыгрывает своего рода "комедию дель арте" с участием привычного набора персонажей-масок, от Порошиной до Вержбицкого, и не только не старается уйти от уже отработанных приемов, но лишний раз старательно подчеркивает единство еще и в образно-стилевом решении: так, например, эпизод, где Порошина останавливает пожарную машину, сознательно выстроен как парафраз на аналогичный момент из "Дозоров".

Самый, может быть, загадочный персонаж во всей этой сложносочиненной конструкции, где последовательность рукопожатий постоянно принимает ложное, тупиковое направление, в результате чего рукопожатий требуется больше, чем шесть, ибо не все они замыкают цепь - тот, которого играет Виктор Вержбицкий. Безымянный и неразговорчивый, скупой на слова ("Понаехали" - говорит он после столкновения с Юсуфом в "Макдональдсе", и тут же уточняет шоферу: "Поехали" - вот и все) - непонятно, зачем он вообще нужен, поскольку единственное его участие в истории заключается в том, что он забыл на столике в "Макдональдсе" свой сотовый, который взял Юсуф. То есть на первый взгляд толку от такого помощника президента меньше, чем от дворника-таджика. Однако неслучайно цепочка "шести рукопожатий" начинается с калининградского детдома и, обойдя по "глобусу России" все девять часовых поясов, на нем же замыкается. Даже если гражданин не знает сам, чего хочет - неважно, его желания все равно сбудутся, потому что кому положено - тот знает, вот и героине Порошиной как повезло: не то вышла замуж, не то переломила ногу - главное, что счастлива.

Единственный вопрос, который в "Елках" так и остается неразрешенным - кто круче, лыжник или сноубордист, о чем спорят два придурковатых подростка в подъезде. Все остальные проблемы - как рукой снимаются. Президент при этом вроде бы остается фигурой мерцающей, присутствуя в жизни "планеты Россия" либо как лицо Медведева на телеэкране, либо как смутная тень в негасимом свете кремлевского кабинета (лишь один товарищ Сталин никогда не спит в Кремле...) Но о делах каждого ее обитателя, вплоть до распоследней сиротки Вари, он знает, помнит, думает - и все может решить, не нуждаясь в непосредственных подсказках. Сам, конечно, не плошай, но прежде всего - на Деда Мороза надейся. Так что мчаться загадывать желание в соседний часовой пояс, обрывать телефоны и что-то себе выдумывать излишне, напрасный труд, достаточно просто под Новый год сесть поближе к телевизору, услышать кодовое слово от Президента-батюшки - и ощутить сиротство как блаженство.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment