Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Недоросль.ru" Д.Фонвизина в театре "У Никитских ворот", реж. Андрей Молотков

Спектакль, поставленный как студенческий и в таковом качестве игравшийся на сцене "У Никитских ворот" уже некоторое время, с недавних пор официально вошел в репертуар, но не в изначальном своем виде - в постановку практически на все основные роли введены актеры труппы Розовского. Добавка "ru" к названию произведения из школьной программы - к слову говоря, единственной, как показывает практика, русскоязычной пьесы 18 века, пригодной для постановки на сцене без дополнительной актуализации и редактуры текста, то есть, фактически, представляющей собой самый ранний образец драматургической классики - настраивает на то, что история неудачной женитьбы Митрофанушки разыграна как современная.

Это, правда, не совсем так, постановка представляет собой скорее микс, отчасти откровенно капустнический и не без рудиментов ученического экзерсиса, из классики и современности. Начиная с оформления сцены, где на заднике изображен лубочный городок с покосившимися избушками и лужей в центре, куда забралась отклячившая на зрителя объемный зад из плоской картинки свинья, а над деревянными крышами высятся небоскребы из стекла и металла, радуют глаз вывезки "Макдональдс" и "Кофе хауз". Госпожа Простакова в халате и с бигуди в волосах, ее муж-алкаш в семейных труселях, мордатый братец Скотинин с аэрозольным баллончиком и сам Митрофанушка в джинсах с перекинутыми через шею наушниками - все это занятно, но, конечно, предсказуемо, а порой и избыточно, как, например, пляс Митрофанушки под "Кислотный пипл, хей!" - "пипл" уже давно под другие песни пляшет, если уж на то пошло. Несколько более неожиданным кажется внезапно открывшийся роман госпожи Простаковой с учителем Вральманом - он, конечно, тоже чудо-юдо то еще, дурак дураком и сеточку с головы не снимает, но на фоне Простакова, который и к гостям выходит в тех же труселях, все-таки сойдет за "мужчину мечты" - но и это, по большому счету, мелочи жизни. Самое интересное в никитском "Недоросле" связано с персонажами, с которыми, казалось бы, ничего не сделаешь. Правдин, Стародум, Милон - ходульные, картонные фигуры, неизбежные в комедии эпохи классицизма, но совершенно невозможные уже и в гоголевской комедии, а сегодня со своими проповедями и подавно нелепые.

Честно скажу - опасался, что режиссер и театр не смогут избежать искушения и представить Стародума пострадавшим за убеждения олигархом-диссидентом, вернувшимся к любимой племяннице хоть и с миллионом в кармане, но из Сибири. Все оказалось совсем не так, а прямо наоборот. Милон - офицер-десантник, проходит как хозяин по именью Простаковых, и берет Софьюшку, как взял бы свое. Стародум - человек авторитетный, можно сказать - резонер в законе, и не просто дядя Софьюшки, но практически крестный отец. Правдин - тоже резонер, но, в отличие от Милона и Стародума, резонер в штатском, он товарищ спокойный, рассудительный, даром что под строгим костюмом у него кобура. Этот военно-гэбистско-бандитский триумвират влегкую, по-рейдерски захватывает имение Простаковых и берет его в опеку, а когда требуется дознаться у Еремеевны, куда повезли девушку, Правдин накидывает старухе (ее, впрочем, играет как раз студентка) на шею платок как удавку. Простаковы-Скотинины при этом, понятно, более симпатичными и менее убогими не становятся, однако на фоне Правдиных-Стародумов выглядят существами относительно безобидными, так что под конец делается и жалко, и жутко: чем такая "правда" и такие "думы" - уж лучше попросту, по-скотски. То есть по характеру конфликта" этот "Недоросль" - ближе к "Волкам и овцам" Островского, а положительным героем, как у Гоголя в "Ревизоре", здесь оказывается только смех.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments