Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Уйди-уйди" Н.Коляды, Коми-Пермяцкий драмтеатр им. М.Горького, Кудымкар, реж. Станислав Мещангин

Кудымкарский спектакль стал лауреатом фестиваля театров малых городов, но поскольку его гастроли как-то очень удачно совпали с празднованием пятилетия образования Пермского края (в рамках тенденции по укрупнению субъектов федерации, направленной, в числе прочего, на усиление "вертикали власти"), злые языки между первым и вторым фуршетами в атриуме Стасика успели заметить, что артисты обслуживают "корпоратив на выезде". Мне, впрочем, было не до того, поскольку пока кто-то укреплял шампанским и икрой дух перед пьесой Коляды, я смотрел первое действие "Обручения монастыре" Прокофьева на основной сцене Стасика. "Обручение" восстановили после долгого перерыва и сыграли два раза, но первый совпал с "Повесой" Стравинского в Камерном, которым дирижировал Рождественский ровно в те же дни, а следующее представление запланировано только на март, у меня же, помимо личного желания, возникла и профессиональная надобность увидеть обновленную версию "Обручения" хотя бы частично. Вообще-то если на кинофестивале бегать из зала в зал еще как-то оправданно, то метаться с одного спектакля на другой - а пермяки играли тоже в Стасике, но на малой сцене и начинали часом позже - это уж совсем надо одуреть, но, видно, я уже дошел до точки. Впрочем, если рассуждать практически и не комплексуя особо, рассчитал я все правильно, и из прокофьевской условно-театральной Испании, которая в спектакле Тителя и Налетовой доведена до карнавальности почти в духе "Любви к трем апельсинам" (голоса солистов, правда, показались мне блеклыми, но сценография, основным элементом которой служат бумажные "вентиляторы" - легкая и остроумная, Войнаровский, пусть и не в лучшей вокальной форме - толстый и очень смешной, а клоуны в масках и русалка в аквариуме - просто забавные, ну и музыка Прокофьева, конечно - изумительная) в одночасье переместился в уродливый и страшный мир персонажей Коляды.

"Уйди-уйди" ставили в "Современнике", я видел спектакль с участием Гафта и Яковлевой, но Гафт запомнился в основном накладными седыми прядями, а сам спектакль - массивной декорацией, верхней ярус которой занимала "действующая" солдатская баня, так что зрители вместе с героями пьесы могли наблюдать голых статистовпод душем. При этом в современниковской версии была предпринята попытка отыскать в тексте Коляды, помимо, прости, Господи, "правды жизни", которой там, кстати, тоже нет и близко, а есть только интеллигентские мифологические представления об ентой самой "правде", еще и "поэзию" - искали пару сезонов, не нашли, а может, актерам надоело, но если "Мурлин Мурло" в разных составах идет двадцать лет, то "Уйди-уйди" из репертуара ушел довольно быстро. Актеры из Кудымкара (никому не в обиду - само название города звучит мистически-жутко: нарочно не придумаешь наименование для населенного пункта, расположенного неизвестно где, за кудыкиными горами) озвучивают реплики, скомпилированные драматургом из подслушанных, механически надерганных просторечных поговорок, просто и естественно, и, во всяком случае, в первом акте, дают честную "бытовуху", благодаря чему тяжеловесный Коляда приобретает неожиданную легкость. Ничего особенно - всего лишь добротная, достойная, приличная и, без всяких скидок, профессиональная работа. После антракта, правда, от легкости не осталось и следа - во втором действии включается "сурьез" по полной программе, трагический пафос, риторические вопросы в духе "Господи, почему мы так несчастны?" оглашаются в лоб, с надрывом, или, что еще хуже, нарочитым шепотом, с паузами - неизвестно еще, что в данном случае менее уместно. Сугубо реалистическая сценография представляет собой макет квартирки в натуральную величину, где фотографии обнаженных накачанных парней на дверцах платяного шкафа) заменяют "настоящую" современниковскую "баню", а в "красном углу" с рыжыми потеками под потолком соседствуют православные иконы и портрет Ленина. Спектакль в любом случае заслуживал того, чтобы довезти его до Москвы, но думается, послать бы его куда подальше, я имею в виду, на Запад, во Францию, где и сам Коляда с таким успехом выступает, там бы он и подавно пришелся ко двору.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment