Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Джим Моррисон: When you're strange" реж. Том ДиЧилло в "35 мм"

Среди огромного за последнее время количества фильмов, посвященных музыкантам и рок-группам, игровых и документальных, выделяются как обычные "байопики" или документалки, рассказывающие истории коллективов, так и фильмы-концерты, и лишь немногие исключения действительно представляют собой некий киноэксперимент, фантазию на тему судьбы и творчества того или иного персонажа музыкальной культуры. Поскольку сама эта культура, если говорить о рок-музыки или джазе, меня не волнует совершенно, то мне интересен именно сам опыт работы с формой, а не тема. Причем, казалось бы, нашумевший и заработавший на одной копии в прокате больше денег, чем иные блокбастеры, "Через Вселенную" по песням "Битлз" можно счесть экспериментальным фильмом лишь по внешним признакам, по сути - это кондовые "старые песни о главном", только на англоязычном материале. А якобы "эстетский" и "новаторский" дебют Антона Корбайна "Контроль" недалеко ушел от традиционной биографической драмы типа "Рэя". Тогда как, скажем, "Зеленый театр в Земфире" - фильм-концерт по форме, на самом же деле - настоящий и очень любопытный киноэксперимент. Можно вспомнить и другие любопытные образцы именно кинематографа, а не дидактического материала, на ту же тему - от "Последних дней" Ван Сента (опосредованно вдохновленного Куртом Кобейном) или, пожалуй, самое занятное, что до сих пор было сделано в данном направлении, произведение - "Меня здесь нет" Тода Хейнза (расщепившего образ Боба Дилана на шесть ипостасей).

"When you're strange" - фильм документальный и в этом смысле его назначение - скорее прикладное, чуть ли не просветительское. При том что он, безусловно, очень лихо, да просто классно, смонтирован. Точка отсчета - смерть Джима Моррисона, сообщения о его кончине накладываются на картинку, где герой едет в одиночку по трассе через пустыню. Далее - последовательный рассказ в духе телепроекта Леонида Якубовича "Последние 24 часа" о том, кто такой был Джим Моррисон, о его происхождении и юности, о создании группы, о сложных взаимоотношениях между ее участниками, продюсерами и менеджерами и все в том же духе. Рассказчик за кадром - Джонни Депп, но и это больше для понта, какая, в конце концов, разница, кто там за кадром говорит? Достоинства картины, помимо визуальных, скорее уж в том, что авторам удается избежать левацкого пафоса в его наиболее идиотических вариантах. Понятно, что все эскапады персонажа увязываются с политическими событиями 60-х, но, по крайней мере, этот т.н. "протест" подается не как осознанное геройство, а в лучшем случае как следствие личной драмы, или даже как проявление неадекватности, и расценивается не с упоением, а скорее с ностальгическим умилением: мол, надо же, что за времена были, что за люди.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments