Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

черепаха в мешке: "Записки сумасшедшего" Н.Гоголя в МТЮЗе, реж. Кама Гинкас

Публичный прогон - риск и для создателей спектакля, и для зрителей. Когда на финальном пассаже героя "струна звенит в тумане" что-то с техникой не заладилось и Гинкас, остановив действие, велел дать в зале свет и попросил зрителей удалиться, чтобы можно было все отладить перед завтрашней официальной премьерой - конечно, было обидно. С другой стороны, дожидаться, пока спектакль "сыграется" - риск не меньший, учитывая, сколько театральных проектов уже с начала сезона исчезли из репертуара через два-три представления после премьеры. С "Записками сумасшествия" в ТЮЗе случай вообще особый - премьера должна была состояться еще в начале прошлого сезона, но за пять дней до объявленного срока была отменена, то есть официально перенесена на неопределенный срок. В итоге "Записки..." выпускаются только теперь, и это по сути другой спектакль, так как представить, как работал бы в рисунке Девотченко планировавшийся на роль Поприщина изначально Маковецкий совершенно невозможно.

Замкнутое пространство, в котором существует у Гинкаса гоголевский персонаж - желтого цвета, но это не дом, хотя бы и сумасшедший, по люкам в полу и потолке, по лестничным скобам на стене, помещение скорее можно принять за подвал, за трюм, и это уже не просто "записки сумасшедшего", но "записки сумасшедшего из подполья". Поприщин ходит в исподнем, поверх которого иногда накидывает пальто, курит дешевые сигареты типа "беломора", а если говорит, что "взял зонтик", то надевает при этом сапог на руку. Иногда он слышит музыку и голоса как будто внутри себя, вырезает картинки из журналов и газет, лепит на стену портреты Путина и Медведева, Галкина и Пугачевой, а заодно и Гинкаса, мантию же королевскую ближе к финалу делает из листков печатной продукции, периодических изданий, концертных афиш, постеров.

Десять лет назад Гинкас делал совместно с театром п/р Табакова спектакль "Комната смеха" по пьесе Богаева "Русская народная почта", где Табаков играл роль главную и, в общем-то, единственную, но пространство спектакля, помимо героя пьесы, режиссер населял призраками, порождениями его фантазии. В "Записках сумасшедшего" также то и дело возникают то девушки в трико и розовых юбочках, то, и также в юбочке, дородный детина с метлой, в облике которого воплощается гоголевская Мавра. Вообще пространство Сергея Бархина - "желтый дом" с огромным количеством люков, ниш и закутков, в которые забивается главный герой - недвусмысленно напоминает о других постановках Гинкаса, в частности, образ лестницы, упирающейся в потолок, использовался им уже и в "К.И. из преступления", и, много позднее, в "Роберто Зукко". И Поприщин у Гинкаса - конечно, тоже что-то среднее между К.И. и Роберто Зукко, он совсем не благолепный "маленький человек", это существо, каким его фантастически сильно играет Девотченко, необаятельное, а зачастую отталкивающее, затертое и перемолотое между стеной внешних ограничений и бездной собственной внутренней пустоты - главный, сквозной мотив творчества Гинкаса последних полутора десятилетий.

Сознание Поприщина не просто засорено дурацками статейками из газет (где "Пчелка" мешается с выписками из сегодняшней периодики), куплетами бульварных водевилей и журнальными картинками - оно целиком из них и создается. Однако продуктом его распада становится вовсе не благотворная энергия свободной воли - тут Гинкас, в отличие от благодушных интеллигентов с их вечным "эх, эх, придет ли времечко...", мыслит трезво, без иллюзий, и понимает, что никто не понесет с базара Белинского и Гоголя, а в лучшем случае возомнит себя невесть кем, а то и, подобно Роберто Зукко, отправится убивать всех без разбора.

"И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments