Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Дон Жуан" В.А.Моцарт, Зальцбургский фестиваль, реж. Клаус Гут, запись 2008

Этот "Дон Жуан" своеобразно рифмуется со "Свадьбой Фигаро", которую Гут поставил на том же Зальцбургском фестивале двумя годами ранее, и составляет с ней в каком-то смысле диптих, что вполне логично, учитывая, что в последней сцене "Дон Жуана" Моцартом воспроизводится знаковая тема арии Фигаро:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1485576.html?mode=reply

Внешне, правда, сходства никакого. Если уж на то пошло, то зальцбургская "Свадьба Фигаро" по сценографическому решению больше общего имеет с "Дон Жуаном" Чернякова, поначалу сделанным для фестиваля в Экс-ан-Провансе. Зальцбургский "Дон Жуан" сконцентрирован во времени предельно - внутренняя хронология действия практически укладывается во внешнюю, события происходят не просто в течение одной ночи, но в те три, плюс-минус, часа, что звучит музыка Моцарта. Тогда как пространство, наоборот, разомкнуто, хотя и локализовано. Все случилось темной ночью в лесном массиве, не совсем диком - имеется будка автобусной остановки. Но как и в "Свадьбе Фигаро", в "Дон Жуане" последовательно нагнетается обстановка криминального триллера. Уже в первой сцене, где Дон Жуан бьет Командора палкой по голове, тот успевает выстрелить ему в живот. Оставшиеся ночные часы герой истекает кровью. Лепорелло колет ему, а заодно и себе, наркотики. То есть Дон Жуан лишь частично дееспособен физически, да и интеллектуально тоже, а его преследователи вооружены не только пистолетами, но и электрическими фонариками, которыми светят в лесной темноте. Он, конечно, следует предписанной либретто линии поведения - но по совершенно иным мотивам. И не сквозь землю в ад проваливается, а падает мертвым в яму.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments