Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Сентиментальные повести" М.Зощенко в РАМТе, реж. Рустем Фесак

Постановку Фесака в калягинском театре по рассказам Буйды я посмотрел с большим опозданием:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1589451.html?nc=3

На "Сентиментальные" же "повести" отправился в первых рядах, хотя "Все проплывающие" , вызвавшие в свое время непропорциональное скромному качеству работы число откликов, не показались мне шедевром, но всего лишь добротной сценической композицией по нескольким прозаическим текстам одного автора, грамотной, но не более того, попыткой режиссера объединить эти тексты в некий единый театральный мир. "Сентиментальные повести" можно охарактеризовать ровно теми же словами.

Две повести Зощенко - "Апполон и Тамара" и "Коза" - получили в диптихе Фесака, полуторасовом представлении без антрака, общий подзаголовок: "Две истории одной мечты..." Хотя как раз мечты у героев обеих историй очень разные. Тапер Аполлон Перепенчук из "Апполона и Тамары" мечтает жениться на любимой девушке, а та говорит, что пойдет за него только после того, как он станет известным и богатым, но с войны Аполлон возвращается бедным и больным, а невеста выходит замуж за другого, бедствующий Аполлон устраивается могильщиком на кладбище и умирает, копая очередную могилу, через два после того, как родами скончалась его бывшая невеста. Сюжет "Козы" куда более острый, гротескный и отчасти мистический - мелкий служащий Забежкин хочет снять по объявлению комнату у хозяйки, на дворе которой видит козу, и эта коза становится воплощением его мечты, но осуществив свою мечту и женившись на Домне Павловне, Забежкин с ужасом узнает, что коза принадлежит не ей, а соседу-телеграфисту, молодая тоже, мягко говоря, разочарована таким поворотом событий, и узнав, что на ней женились, рассчитывая на козу, прогоняет мужа вон.

В "Козе", безусловно, есть сентиментальный компонент, так же как в "Аполлоне и Тамаре" - юмористический, но первой части спектакля юмора не хватает категорически, а во второй он также подавляется воспринятой режиссером всерьез сентиментальностью. Народные песни и кадры из старых кинофильмов ("Крейцерова соната" 1914 года и "Октябрь" 1927), элементы быта 1910-1920-х годов, панель старого паровоза - это все предметы, работающие на пространство мелодрамы, а комедийности, которая хотя бы для контраста в спектакле необходима как воздух, крайне не хватает.

Как и во "Всех проплывающих", в "Сентиментальных повестях" актеры примеряют на себя несколько ролей, точнее, по две: Денис Баландин играет Аполлона в первой истории и еще одного соседа, агронома Пампушкина, во второй, эпизодическая жена стрелочника в "Аполлоне и Тамаре", Елена Галибина становится главной героиней в "Козе", играя Домну Павловну. Вообще актерам, исполняющим основных персонажей во второй части, повезло больше, особенно Александру Девятьярову - стрелочник в первой части спектакля - персонаж необязательный, но его Забежкин во второй - едва ли не лучшая в этой постановке актерская работа, по крайней мере, самая неожиданная (он же, Девятьяров - автор музыкального оформления спектакля), все остальные - Баландин, Галибина, Урванцева - более или менее предсказуемы. Но самым предсказуемым тут оказался режиссер, который все сделал правильно для "сочинения на заданную тему", но не более того.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments