Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Фанатик" реж. Генри Бин, 2001

Один мой знакомый - фанат Райана Гослинга. Я его фанатизма не разделяю, во всяком случае, в числе своих самых любимых актеров этого же поколения я бы его не назвал. Но действительно, никто другой, как Гослинг, так глубоко и убедительно не способен сегодня сыграть молодого американца с необратимым надломом в сознании, разорванного изнутри и эту свою внутреннюю раздвоенность переносящего во внешний мир через, на первый взгляд, немотивированную и неконтролируемую агрессию. В "Соединенных штатах Лиланда" жертвой персонажа Гослинга становится умственно отсталый ребенок. В "Фанатике", коль скоро это не просто психологическая драма, но одновременно и социальная, и философская, и религиозная, и персонаж сложнее, и жертв, соответственно, может быть больше.

Дэниел - воинствующий скинхед, ненавидящий жидов и призывающий их убивать. Он же - еврей, и не просто по рождению, но существующий внутри иудейской традиции, хотя как будто и в оппозиции к ней, он по-своему соблюдает религиозный канон. почитает тору. Его ненависть к евреям - с одной стороны, проявление неудовлетворенности собой, но это только полдела, самый поверхностный слой. Народу, который Дэнни продолжает несмотря ни на что считать своим, он не может простить слабости, или, как сказали бы психологи, "виктимности", упоения собственной жертвой. Картина открывается эпиграфом из Катулла "Я ненавижу и люблю тебя - скажите, почему?", а лейтмотивом через весь фильм проходит спор об Аврааме и Исааке, который маленький Дэнни, еврейский вундеркинд, вел в иудейской школе с учителем и одноклассниками, но так и не завершил до конца жизни, когда подорвался на заложенной им с напарником-нацистом бомбе под кафедрой в синагоге, на которую сам же взошел, чтобы помолиться.

Только во вторую очередь "Фанатик" - кино о сущности нацизма, да и тема уже избитая, неинтересная. В первую очередь "Фанатик" - кино о сущности еврейства во всем его многообразии, от быта до веры. За эпизодом со взрывом в синагоне, означающим гибель Дэниела, следует открыто метафорический эпилог: герой бежит вверх по лестнице в той самой школе, куда ходил мальчиком, и учитель, с которым он спорил когда-то, встречает его на каждой лестничной клетке, но Дэниел продолжает бежать вверх по лестнице, которая ведет то ли к небесам, то ли, как ему самому всегда казалось, к пустоте - и все-таки продолжает.

Авторам фильма каким-то чудом, при том что кино я бы совершенным в художественном отношении не назвал (хотя работа персонально Райана Гослинга безупречна), удается соблюсти все каноны политкорректности, но при этом заложить в картину сразу не одну, как главный герой, а сразу несколько настоящих идеологических бомб - под нацизм и антисемитизм, под банальное и порой вызывающее, увы, лишь усмешку спекулирование темой Холокоста, наконец, под современных "правых", но и под современных "левых" тоже, под экстремистов и пацифистов, а также и под либералов, в частности, под т.н. "свободную прессу" (в фильме есть персонаж-журналист, который проявляет большую заинтересованность в отношении главного героя). Это не детсадовская страшилка какого-нибудь Павла Бардина (при том что параллели между "Россией 88" и снятым раньше "Фанатиком" очевидны, они напрашиваются сами собой) - это серьезный разговор, выходящий на такой уровень, на котором его очень трудно поддерживать непосредственно во время просмотра, без предварительной подготовки и обдумывания возможных ответов на вопросы. Но вот то, что самые фанатичные идейные нацисты и антисемиты, как и марксисты, как и православные, получаются из евреев - это факт. И то, что любой идеализм, нацисткий ли или самый в основе своей либеральный, ведет к тоталитаризму, концлагерям и массовому уничтожению рода человеческого - тоже факт.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments