Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Белый шум" реж. Ханс Вайнгартнер (фестиваль немецкого кино в "35 мм")

В довесок к основной программе фестиваля прилагалась мини-ретроспектива Вайнгартнера от Гете-центра, состоящия из трех фильмов. Два я видел раньше, и оба смотрел с отвращением, "Воспитателей" - довольно давно:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/222989.html?nc=5

а "Прочисть мозги" - весной этого года:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1726543.html?mode=reply

"Белый шум", по-моему, тоже временами показывают по телевизору, но что-то он мне не попадался, а специально я его не выискивал. Главную роль в "Белом шуме", как и в более поздних "Воспитателях", играет Даниэль Брюль, но это самая ранняя его работа из виденных мной, и тут он еще не запекся в своих и чужих штампах. Его герой Лукас приезжает из деревни от бабушки с дедушкой к сестре и ее бойфренду. Те предлагают ему обычные для них развлечения - покушать грибов, покурить траву. Но на Лукаса эти забавы оказывают радикальное воздействие - он начинает слышать голоса. Врачи говорят, что наркотические глюки тут ни при чем, а все дело в шизофрении, к тому же наследственной. И в самом деле - выясняется, что мать Лукаса и его сестры подолгу лежала в психушки, а потом покончила с собой.

Психический неполноценный молодой человек - любимый герой современного кино. Времена, когда такой персонаж представлялся источником угрозы, опасности, был преступным маньяком, остались в прошлом, с Хичкоком и остальными классиками жанра. Сегодня псих - либо несчастный больной, нуждающийся в уходе, понимании и сочувствии, либо, что еще чаще - поэтическая натура не от мира сего, не то что неполноценная в сравнении с окружающими, но во многих отношениях, и прежде всего по моральным качествам, их происходящая, но чуть ли не осознанно отвергающая грубый рационализм буржуазной повседневности. "Белый шум" поначалу, в том числе и благодаря исполнителю главной роли, кажется исключением. Но после кульминационного момента - попытки самоубийства Лукаса, когда он, поставив на перила моста видеокамеру, чтобы удостоверить добровольность своего поступка, сигает в реку, но не тонет, и его вылавливает хиппари, путешествующие автокараваном - сползает в привычный канон второго из описанных вариантов. Оказывается, "белый шум" - синоним мировой гармонии, и если его услышит здоровый - сходит с ума, но если его обнаружит сумасшедший - это означает, что он выздоровел. Объявив об этом, режиссер считает свой долг выполненным и завершает картину долгим планом пляжа, где сидит Лукас, и накатывающего на песок морского прибоя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments