Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Уик-энд", 1967, "Моцарт навсегда", 1996, реж. Жан-Люк Годар

Кирилл Разлогов в своем "Культе кино" очень убедительно говорил, что Годар - не старый дурак, а до сих пор не до конца понятый гений. Но фильмы свидетельствуют об обратном, причем что 60-х годов - "Мужское-женское" и "Две или три вещи..." (я их смотрел, когда в рамках проекта к 100-летию кино в середине 90-х показывали многой всякой "классики" без разбора), что 90-х, не говоря уже про недавний, прошедший в прокате "Фильм Социализм":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1855386.html?mode=reply

Причем если "Социализм" еще можно принять за симптом маразма, то ранние картины дают понять, что глупость с возрастом не связана, просто к старости дурак становится в своей глупости совсем упертым. "Уик-энд" при всем том занятно придуман - супружеская пара едет в гости к родителям, которых ненавидит, но вынуждена терпеть ради ожидаемого наследства. Муж, естественно, изменяет жене, а жена - мужу, причем ее любовник собирается ее обить, но сначала обобрать. Вообще все эти буржуа - кровожадные лицемеры, которые друг друга не выносят, но жадность пересиливает ненависть. Дорогой персонажи постоянно попадают то в пробки, то в аварии, сталкиваются, и не всегда безболезненно, с другими такими же, по ходу всплывают разные аллюзии - то на Пруста, то на Кэролла - и прямые цитаты, само собой, из Маркса. В позднейшем "Моцарте" принцип тот же - Жером и Катрин намерены сыграт в Сараево пьесу Альфреда де Мюссе "С любовью не шутят" - почему Мюссе и почему именно в Сараево не до конца понятно, но можно предположить, таким образом они хотят что-то противопоставить неприглядной реальности - в бывшей Югославии они попадают в плен к бандитам и заканчивается это все для них печально. В то время как могли бы сниматься в каком-нибудь никчемном фильме, делать тысячи бессмысленных дублей на пляже.

Две мини-ретроспективы подряд, Вуди Аллена и Жан-Люка Годара, оказались как-то очень тесно связаны концептуально, хотя факт, что Аллен снимался у Годара, в выступлениях Разлогова, кажется, ни разу не всплыл. Вуди Аллен беспрестанно иронизирует над евреями, над католиками, над разными формами и объектами западной культуры - так, в "Могущественной Афродите" он пародирует структуру древнегреческой трагедии и посмеивается над античной идеей Рока: герой Аллена находит мать своего приемного ребенка, та оказывается неудавшеся актрисой и шлюхой, он старается наставить ее на путь истинный и, пусть и не совсем прямым путем, добивается цели, но в результате их связи, точнее, единократного секса, девица рожает от героя ребенка, и пока тот воспитывает ее дитя, она воспитывает его.

И Годар, и Аллен озабочены несправедливостью устройства человеческой жизни, не только социальных, но и каких-то метафизических ее основ - живя на собственной яхте или в пентхаусе с видом на Централ Парк это очень удобно и совершенно безопасно. Аллен даже запретил в свое время демонстрировать свои фильмы в ЮАР в знак протеста против режима апартеида. Апартеид пал, в результате чего меньше чем за двадцать лет в ЮАР было убито пятьдесят тысяч белых, двести тысяч белых женщин были изнасилованы и сознательно заражены СПИДом распоясавшимися неграми - но права человека восторжествовали. Когда самого анти-расиста Аллена, который за прошедшие годы успел еще и жениться на своей приемной дочери-азиатке, спрашивают, почему он практически не работает с чернокожими актерами, тот отвечает как истинный эстет - мол, в его историях для черных просто нет ролей. Построение социализма в Европе временно откладывается за явным преимуществом шариата и джихада, но Годар, как и полвека назад, бичует буржуазную учредилку, липовый республиканский демократизм и мещанство, в котором не продохнуть настоящему художнику.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments