Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Не скажу" реж. Игорь Копылов

Агентство "Арт-Питер", если я ничего не упустил, специализируется на театре - правда, некоторое время назад по всей Москве мозолили глаза рекламные щиты с объявлением о трансляции спектакля "Хулиган" с Безруковым в роли Есенина, что означает продвижение "Арт-Питера" и в другие сферы тоже, но "Хулигана" я в любом случае не видел, зато смотрел некоторое время назад, и не в интернете, естественно, а на сцене Театра Вахтангова арт-питерскую постановку "Сирано" с тем же Сергеем Безруковым и Елизаветой Бояркой в главных ролях, причем спектакль в целом и персонально Безруков оказались на удивление приличными:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1309714.html?nc=4

В "Не скажу" Безрукова нет, зато есть Боярская, которая играет в паре, кто бы мог подумать, с Максимом Матвеевым. Иван - уволенный за сквернословие экскурсовод Этнографического музея. С Анной они вместе всего-то девять месяцев, но за то время он успел ее приревновать к еще одному своему теперь уже тоже бывшему работодателю Малютину, устроив разборку прямо на его вечеринке, после чего и с новой должностью пришлось распрощаться. Ревность, впрочем, возможно была и не вполне беспочвенной - во всяком случае, одним прекрасным утром Анна опустила монетку в прорезь стены, собираясь уйти. Таков был договор между Иваном и Анной - прежде, чем уйти, бросить монетку. Но Анна не знала, что в результате заиграет громкая музыка и скрытый механизм включит фонограмму детской песни про медведя, который шел к своей берлоге по проселочной дороге. Иван вынуждает Анну признаться, что она уходит к другому, тому самому Малютину. И сам признается ей, что у него тоже есть другая.

По всему судя, в основе сценария - театральная пьеса, мало того - пьеса камерная, на двоих актеров: основное действие сосредоточено в пространстве съемной квартиры, где живут Иван и Анна, а все остальные персонажи фильма - либо внеэкранные, как квартирная хозяйка Зинаида Гавриловна или сосед Михаил Миронович по прозвищу Колумб за стеной, либо явно факультативные. Но ничего о постановке подобной пьесы, хотя бы и под другим названием, не слышал - может, она шла в Питере, может и нет. Кино в любом случае устроено по структуре намного хитрее. Помимо двух основных "актов", утреннего, прощанием персонажей, и вечернего, с их новой, последней встречей (оказавшейся впоследствии фиктивной - Ивана застрелил Малютин и его подручные сбросили раненого в подвал, где он умер, так и не добравшись до дома, стало быть, Анна так не узнала, что про свою "другую" он ей от обиды наврал), в ней есть еще два плана - флэш-беки с вечеринки, решенные в эстетском черно-белом, слегка расфокусированном изображении, и некая до последних минут картины загадочная "рамочная" сцена, прерывающаяся на все остальные - в этой сцене действие происходит в подвале, напоминающем о жанре криминального триллера, наверху во дворе дворничиха паникует и зовет милицию, те за час и пятьдесят минут хронометража успевают прибежать и в результате застают Ивана одного, мертвого, с огнестрельной раной в животе. Потому что девушка, с которой Иван общался в подвале, была не Анна, но сама Смерть, принявшая облик Анны и, соответственно, Лизы Боярской.

Помимо Смерти во плоти, в "Не скажу" немало и других чудес, в частности, рында, корабельный колокол, который висит в съемной квартире персонажей и временами звонит - то ли в результате хитрого механизма сродни тому, который включает под воздействием брошеной в щель монеты фонограмму с песней, то ли сам по себе, улавливая вибрации любви. Как обстоит дело с рындой на самом деле - главная загадка, ее Иван не раскрывает даже самой Смерти в смертную минуту. Она, Смерть, напоследок спрашивает его, звонила все-таки рында сама или был механизм, а Ваня-то ей - "Не скажу", мол. Оттого и кино так называется.

Ругать такого рода произведения очень легко - чем больше наворотов, тем легче придираться, а "Не скажу" - опус ну очень навороченный и по части драматургии, и по изобразительному решению. Но мне на протяжении без малого двух часов совсем не скучно было его смотреть, и ничуть не противно, невзирая даже на Боярскую, которая, мягко говоря, ну совсем на любителя артистка. Наверное, в фан-клуб "Не скажу" я бы тоже не записался - хотя не сомневаюсь, что фильм, где больше половины экранного времени Максима Матвеева показывают либо в трусах, либо вовсе без оных, своего зрителя найдет. А больше всего меня подкупило, что при кажущейся абстрактности и искусственности и истории, и текста, который произносят персонажи, кино получилось очень "предметным", "материальным", вплоть до того, что нигде, кроме как Питера, невозможно представить себе что-то подобное даже с поправкой на все театральные и киношные условности - но в питерский контекст и бесконечный зимний дождь за окном, и выяснения отношений в присутствии шумного соседа за стеной, и разборки с огнестрелом и летальным исходом - вписываются при определенных условиях органично.

Перегруженная, казалось бы, картинка не усложняет и не утяжеляет, но скрепляет не всегда складную и точно не самую свежуюсюжетную конструкцию. Режиссер не старается придать ей бытовой достоверности, наоборот, добавляет еще больше условности, в частности, вводит, помимо чисто служебных персонажей, три танцующие фигуры, обмазанные белой глиной, похожие на ожившие еще до завершения работы скульптуром статуи - тоже, как мне показалось, очень "питерский" момент. В чем-то "Не скажу" походит на фильмы Учителя по сценарию Смирновой (кстати, вымышленную девушку Ивана, рассказами о которой он дразнит Анну, зовут Дуня), где некоторая искусственность, нарочитость, навязчивость - не промах сценариста и режиссера, но осознанная эстетическая установка. С другой стороны, кинопродукция аналогичного формата - не самая последняя новинка, можно вспомнить "Без свидетелей" Никиты Михалкова, "Орандж лав" Алана Бадоева. Формат, между прочим, непростой - полный метр с опорой исключительно на двух персонажей и двух артистов, пусть и звездных - выдержать удается редко, но, по-моему, "Не скажу" - не худший в этом смысле вариант. И я бы предположил, что в сценическом воплощении тот же материал смотрелся бы ну совсем вымученной банальностью, а вот кино получилось, при всех оговорках, неординарное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments