Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"ФранкЭнштейн" в Театре клоунады, реж. Тереза Дурова

Спектакль ориентирован на тот синтетический театрально-цирковой формат, в котором работают Дю Солей, Циркор, Полунин и т.д., хотя собственно циркового элемента в постановке - минимум, скорее она оправдывает вывеску заведения - "театр клоунады", потому что действительно выполнена в жанре театральной клоунады, то есть, из перечисленных предполагаемых аналогов, ближе к полунинского типа представлению.

Пара туристов - мужик с фотоаппаратом и его сильнобеременная половина с бумажным стаканом газировки - бродят по виртуальному (во всяком случае, на сцене он воплощается в основном через видеопроекцию) готическому замку - такому европеизированному варианту Лукоморья, где сталкиваются в залах и коридорах различные персонажи культурной мифологии, только не доморощенные царевны и кащеи, но Дракула, инфанта, шут и т.д. Одновременно и как бы в параллельном, но, разумеется, пересекающемся с магическим, реальном пространстве, обитают персонажи земные и современные - гастарбайтеры, обслуга... Для доктора же ФранкЭнштейна, и в самом деле смахивающего на Эйнштейна как минимум прической, замок становится лабораторией по искусственному "выведению" из пробирки идеальной женщины. Естественно, все это сопровождается иногда романтическими, а иногда комическими эпизодами, а в результате практически каждый обретает свою пару, хотя, к примеру, шут поначалу кажется злобным и ассоциируется с персонажем стивенкинговского толка.

Костюмы Виктории Севрюковой замечательны, музыкальное оформление Владимира Зейналова, в котором оригинальные темы органично соединяются с мотивами классическими, от Моцарта до Малера, и эстрадными, в основном французскими - удачная. А первое действие еще и неплохо драматургически выстроено, хотя живости не хватает и в нем. Второе, которое первого в полтора раза длиннее, представляет собой дивертисмент, где уже и цирковые номера появляются, но совсем нехитрые - персонажи то обматываются липкой лентой, то пытаются жонглировать кеглями, и не всегда успешно. Но если кегли выпадают из рук артистки, меня это как раз меньше всего смущает, такие моменты в театральном, нецирковом контексте, скорее трогательны, чем досадны.

Мне в "ФранкЭнштейне" не хватило, во-первых, внутреннего развития, а во-вторых, какого-то шага вперед в избранном жанре, который даже для московских сцен - не открытие. Что-то очень похожее практикует Сергей Проханов в Театре Луны, причем очень давно, я помню, еще в незапамятные времена, на подвальной сцене Большого Козихинского, смотрел у него "Фанту-Инфанту", где тогда участвовали ныне настолько знаменитые артисты, что, наверное, сегодня они предпочли бы об этом опыте не вспоминать, но так или иначе, а это действо, обозначенное официально как "мульти-шоу" и перенесенное позднее, если не ошибаюсь, в новое здание Луны, расположенное в трех шагах от Театра Клоунады, где играется чуть ли не по сей день, и по замыслу, и по исполнению представляет из себя тот же формат, что и "ФранкЭнштейн", а время на месте, как видно, и в готических замках не стоит, а уж в театральной Москве - тем более.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments