Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Отель "Сплендид" Ж.Жене в МХТ им. А.Чехова, реж. Марк Пакьян

Второй опус из серии французских пьес, впервые поставленных на русском, изначально привлекал внимание куда большее, чем первый: одно дело - какой-то Ронан Шено, подумаешь, другое - Жан Жене. Пьеса, как и практически все драматургическое наследие Жене (с прозой дело обстоит лучше), малоизвестная, с одноименным фильмом, где играли Дэниел Крейг и Тони Колетт, ничего общего не имеющая, и якобы не публиковавшаяся при жизни автора по его особому распоряжению (хотя по-моему, это связано лишь с тем, что он не завершил работу над ней, а истории про "откровенность" и "автобиографичность" - отмазка, иначе как объяснить публикацию "Дневника вора"?) - про бандитов, засевших в отеле, обложенном со всех сторон полицией; захваченная в заложницы американка мертва, надежды на спасение нет, и тогда один из членов банды выходит на балкон гостиничного номера, переодевшись в платье американки; но обреченных это не спасает, а переметнувшийся было на их сторону полицейский вновь оказывается врагом.

При явном сюжетном несходстве, конфликт "Отеля" - тот же, что и в "Служанках", известных и по публикации (пьесу напечатали по-русски в сборнике "Театр парадокса" еще на излете перестройки), и, разумеется, по спектаклю Виктюка. Суть этого конфликта - в противоречии между тем, что человек из себя представляет по факту, и тем, кем он сам себя видит, каким хотел бы стать. Мощная гомоэротическая подоплека режиссера в данном случае почему-то мало увлекла и в спектакле не то что вовсе отсутствует - без нее затруднительно было бы обойтись, слишком многое в сюжете завязано - но отодвинута в сторону, не работает в спектакле. Да работы режиссера и вообще почти не видно - он как будто предоставляет исполнителям действовать каждому в меру своих способностей, технических и интеллектуальных. Неудивительно, что так бросается в глаза контраст между имеющими опыт соприкосновения с разной драматургией Сергеем Медведевым и Романом Шаляпиным, с одной стороны, и их более молодыми партнерами, при том что те тоже не новички, многих можно было видеть уже в "Проклятых и убитых", однако там присутствовала твердая режиссерская рука Виктора Рыжакова, да и материал был если не проще, то хотя бы привычнее.

Казалось бы, в пьесе нет ярко выраженного доминирующего персонажа, но в силу указанных обстоятельств спектакль превращается чуть ли не в бенефис Сергея Медведева - его истеричный танец на столе, его выход в женском платье и гриме (это был, конечно, он) - кульминационные эпизоды действа. Остальные, не исключая и Шаляпина, выглядят как антураж. И если у Бобе в "Феях" был явно выверен каждый жест, отчего зрелище, имеющее в основе откровенно графоманский и невыносимо претенциозный текст, казалось, при некоторой искусственности, необычайно изысканным, то в "Отеле "Сплендид" из замечательной драматургии режиссер вытаскивает в лучшем случае внешнюю фабулу, самый поверхностный слой. И если бы не Медведев, смотреть это было бы просто невозможно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments